Цвета богослужебных облачений в православном заупокойном богослужении.

* В некоторых местах на православные праздники надевают пурпурные жилеты, но наш Председательствующий епископ, учитывая праздничный характер торжеств этого дня, осуждает эту практику и предпочитает обычай, переданный Иоанном Чудотворцем и другими священнослужителями. : т.е. в этот день надевают красные жилеты, а пурпур используется только тогда, когда красного недостаточно для всех викариев за Святым столом. Это обычай, который был благословлен для использования в наших приходах. * В некоторых местах на православные праздники надевают пурпурные жилеты, но, учитывая праздничный характер торжеств, наш главный священник не одобряет эту практику. И он предпочитает практику, переданную святым Иоанном Чудотворцем и другими нашими иерархами. Это практика, которая была благословлена для использования в нашем приходе. А именно, носить в этот день красный жилет и использовать пурпур только тогда, когда красного недостаточно для всех пасторов за Святым столом. Это практика, которая была благословлена для использования в нашей епархии.


Цвета богослужебных облачений в православном заупокойном богослужении.
Тот, кто достаточно наблюдателен и следит за православной церковью во время литургии, заметит, что в разные дни года цвета облачений священнослужителей и церковных украшений меняются. Наряду с черно-белой одеждой используется одежда практически всех цветов радуги. Это разнообразие является неотъемлемой частью литургического символизма и призвано оказывать особое воздействие на умы и эмоции верующих. В этой небольшой статье мы не будем подробно останавливаться на символизме каждого используемого цвета, а сосредоточимся только на тех цветах, которые включены в литургические стандарты Православной Церкви. В конечном итоге, цвета облачений зависят от характера литургии, а также от события, которое празднует Церковь. Для поминальных служб и служб по усопшим, а также для родительских субботних служб церковные правила предписывают использовать белые облачения. Этот цвет соответствует содержанию заупокойных молитв, которые, согласно Откровению апостола Иоанна Богослова, включают белые одежды для умерших праведников (Откр. 7:9). В Библии также говорится, что ангелы, явившиеся после воскресения, были одеты в белые одежды (Марка 16:5). Сочетая в себе все цвета радуги, белый цвет символизирует нематериальный свет Бога. Описывая события Преображения Господня, евангелист Марк говорит, что «одежды Его сделались светлы, как снег, и очень белы» (Марк 9:3). Известно, что снег, выпадающий при ослепительном солнце, переливается цветами радуги. Радуга — это белый свет, разбитый на спектры. В библейских историях он предстает как символ Божьего завета с человечеством после всемирного потопа. Почти все остальные цвета радуги также используются в литургии Православной Церкви для раскрытия различных аспектов священной истории и духовной жизни. Поэтому белый цвет является главным символическим цветом Церкви. Этот цвет используется не только для функциональных услуг. Духовенство носит белые одеяния во время всех таинств Церкви и на большинстве торжественных праздников (праздников, посвященных земной жизни Иисуса Христа). Пасхальная литургия также начинается с белых облачений, символизирующих свет жизни, исходящий из гроба Спасителя, а духовенство переодевается в красные облачения. Этот цвет символизирует торжество пламенной любви Бога к человечеству, проявившейся в искупительном подвиге Сына Божьего через пролитие Его крови на Кресте. Во время Страстной недели (семь дней Пасхи) отпевания проводятся по особым пасхальным чинам. Это, по сути, пасхальные гимны, с добавлением еще одной панихиды по спящим. Это радостная литургия, без слез и печали, проникнутая торжественностью Пасхи. Эти ритуальные пасхальные смерти и погребения рассматриваются православными христианами как знак особой милости Бога к человечеству. Конечно, похороны, проводимые в эти дни, также проходят в красных пасхальных жилетах. С древних времен черный цвет признавался православием как символ небытия, смерти и даже ада. Он противоположен животворящему белому свету. Для христиан смерть — это не переход в небытие, это не конец жизни, а начало новой жизни. Именно поэтому похоронные одеяния белые, как и церковная пелена (плащаница). На протяжении многих веков церковной жизни не было черных одеяний.
Однако повседневные одеяния духовенства (особенно монахов) были из черного материала. В данном случае цвет символизировал отречение от мира (светской жизни), покаяние и смирение. В духовной литературе о монахах говорится как о добровольно умерших, умерших для мира и прекративших существование для мира. Отсюда — черный цвет небытия. Исходя из этого понимания, традиция черного цвета в трауре в светском обществе оправдана. По его словам, человек, надевающий черный костюм в знак траура по умершему близкому человеку, отказывается от радостей жизни во время траура, подобно тому, как монах отказывается от мира. Однако черная литургическая одежда стала обычной в Русской православной церкви с 1730 года. В том году в Москве умер 14-й царь Петр II, и духовенству было приказано надеть на его похороны черные халаты. Приказ пришлось выполнить, и жилеты были пришиты. Затем их стали использовать на ежедневных постных службах, чтобы не потерять (до этого использовались фиолетовые жилеты). Таким образом, черная одежда стала частью церковной жизни. Погребение императора Петра II в черной одежде было единственным историческим прецедентом такого рода. С точки зрения стандартов, на всех похоронных процессиях следует отдавать предпочтение белым жилетам. Обратите внимание, что отпевания или другие заупокойные службы могут проводиться священниками в сезонных облачениях действующей Церкви. Во время Великого поста он должен быть черным, от Пасхи до Вознесения — красным, в праздник Пресвятой Богородицы — синим и т.д. . Это нормальное явление, определяемое присутствием определенных одежд на алтаре храма. Каждый цвет литургических одежд призван напоминать о вечных ценностях духовного мира.

