Три перекрещенные свечи

Шустов Ю.Э. Символика орудий страстей Христовых в книжной культуре России в XVII в.: западно- и восточноевропейские влияния

Тема Страстей Христовых соответствовала основным принципам искусства барокко, получившего широкое распространение в Подмосковье во второй половине XVII века. Символизм барокко позволял по-разному интерпретировать основную иконографию и создавать новые смысловые ряды в понимании библейских тем и символов. В 17 веке развивается иконография символов Страстей Христовых.

Тот самый метод лечения глухоты из союза! Запишите это! Слух вернется через 6 дней благодаря этой хитрости...
6 часов назад
Эта смесь выедает грибок после первого использования! Пишите простой рецепт: смешайте обычный...
8 часов назад

В России символы Страстей Христовых изображались в искусстве и артефактах в литературе семидесятых годов семнадцатого века. Изограф царя Ивана Максимова, 1671 год. Образ Царского распятия, созданный Иваном Максимовым, включает в себя среди орудий Божественные страсти. Стоящие предметы, фонарь, щипцы, молоток, мешок с монетами в кусках, кубок (потир), открытая гробница с багровым саваном, меч, отрезанные уши, сосуд на диске (кунган) — внизу — надпись киноварью: «Сосуд Святых Страстей Христовых».

По приказу царя Федора Алексеевича мастер Оружейной палаты оправил рукописную раму Евангелия Богоявления, помещенную в Верхоспасском соборе Московского Кремля в 1678 году. Мастер Юрий Вилимов Хробос, Михаил Васильев, Иона Семидель, Юрий и Степан Налин Голяш, Кристиан Краймер и Дмитрий Терентьев. Корпус выполнен из золота, украшен эмалью и драгоценными камнями и является одним из лучших образцов ювелирных изделий в стиле барокко. Квадрат и центр выполнены в мелком рельефе, покрытом эмалью. В квадрате изображен символ Евангелиста, а в центре — вознесенный Спаситель с Богоматерью и Иоанном Крестителем. В нижней части находится небольшая коробка с изображением «захоронения». Вокруг центра расположены восемь потиров с нанесенной мягкой эмалью, изображающей орудия Страстей Христовых. Скрещенные мечи и фонари со свечами — рубашка Христа со скрещенными копьями — крестообразное изображение молота и щипцов, над которыми три игральные кости, под ними четыре гвоздя — лестница и посох с губками образуют крест. Ниже — изображение кувшина, над ним плита на поддоне (кунган) — крест, окруженный терновым венцом — две пальмовые ветви на кресте, кошелек с деньгами вверху и монетами внизу — ряд петушиных жезлов, перекрещенных кнутом и розами.

Орудия Страстей Христовых являются неотъемлемыми элементами, такими как выгравированный антиминс, крест на святом алтаре. Понимание символики орудий страсти можно наблюдать в поэтических произведениях и книжных гравюрах, но в печатных книгах последней трети XVII века визуальные и поэтические композиции образуют единый визуальный язык текста, каждый из которых дополняет другой.

Впервые в украинской библиографии изображение орудия Страстей Христовых встречается на титульном листе Евангелия Господнего (Киев, 1637). На левой стороне рамы расположены крестообразные меч и посох, а также пила, молоток и гвозди; на правой стороне — меч и копье, связанные крестообразной веревкой. Кнуты, ножи и палки — в нижней части изображены щипцы, вожжи, кнуты, копья, трости, гвозди, мечи, петух и табличка со словами «I N R I», висящая на кресте.

Иконография, использованная киевскими мастерами, восходит к образцам европейской барочной скульптуры конца XVI — начала XVII веков. Можно предположить, что художник ксилографии был знаком с работами антверпенских мастеров Антониса Виликуса (1552-1624) и Иеронима (1553-1619) Виликуса. .

Скульптор Илиада использовал инструментальный мотив Страстей Христовых в оформлении одной из ксилографий Требника Петра I. Между центральным и боковыми медальонами ангел держит обмотанный веревкой шест, лестницу, плеть, жезл (слева), терновый венец, копье, губчатый посох и стебель тростника. В нижней части композиции расположен цветочный мотив, симметричный ангелам, и хотя ангелы симметричны друг другу, это разные цветы, растущие из фонаря, один светлее, другой темнее.

Не повторяйте ошибку Шатунова! Эналаприл нельзя пить никому! В сто раз лучше выпить обычной...
9 часов назад
Эти горькие таблетки высосут из вас 17 кг. жира за 1 неделю! Продаются в любой аптеке, называются...
8 часов назад

Скульптура орудий страстей Христовых вокруг креста находится во львовском издании «Апостолов» (1696). Его возвел львовский мастер Евстафий Завадовский. Крест имеет терновый венец, на котором помещены копье и посох с губками — слева лестница, плеть, фонарь, кошелек и перчатка — справа столб с веревками на нем, стебли камыша, березовые дрова, мечи, гунган и халаты.

Интерпретацией символики инструментов Страстей в литературе занимались в основном уроженцы Ечупоспорита, которые учились в Западной Европе и, безусловно, были знакомы с иконографией и трактовкой инструментов Страстей Христовых в произведениях европейского барокко. К проблеме интерпретации инструментов Страстей Христовых неоднократно обращался Симеон Полоцкий в своей работе «Вирзи Великой Пятидесятницы с Плащаницей» и в поэме «Меч» колоритного Вельтграда. Цветной Вертоград).

Антонио Радибиловский обратил свое внимание на тему Страстей Христовых. Две проповеди, «Рассуждение о страстях Христовых», включены в его сборник «Изложение Богородицы с родопским цветком рассуждения на праздник» (Киев, 1676). В первых «Словах» Антоний Радвиловский говорит о 30 серебряниках как символах предательства Христа, о цепях и веревках как символах богохульства, об апостоле Петре, который предал Христа и отрезал себе ухо, и о Пилате, которого он омыл. Его руки — кол — разделение халата Христа — копье — ибо они «пронзили Его бок» и «напали на опшут и желчь». Во втором «Слове» Радвиловский пишет о тех же символах, подкрепляя их новыми толкованиями, другими отрывками из Библии, трудами Отцов Церкви и античных авторов.

Визуальная и поэтическая композиция формируется под влиянием образов и интерпретации инструментов Страстей Христовых в книге Иоанникия Галятовского «Души мертвых» (1687). Орудия страсти образуют «РАВНЫЙ ГОЛДСТОМ».

Автор поэтической книги «Венец сидячей молитвы» (Киев, 1694) обращается к семиотике Страстей Христовых. Книга содержит гравюры, восходящие к книге «Души умерших» (1687), идея Иоанникия Галиатовского. Здесь орудия страсти образованы буквами IS XS. Скульптура представляет собой столб с петухом, две плети, цепь — дубину с губкой и копьем, четыре гвоздя и ленту с буквами I N R I. Первое слово — «I N R I», что означает «Я есть». Таким образом, первое слово символизирует богохульство Христа, второе — распятие и мученическую смерть Христа на кресте.

Символика инструментов Страстей Христовых в русской культуре конца XVII века возникла благодаря западноевропейскому влиянию, и символика Страстного круга и инструментов Христа стала к тому времени очень популярным образом в искусстве и евангельской темой. Однако символика Страстей Христовых в Московской области была впервые осознана через украинскую и белорусскую письменную культуру и, благодаря украинским и белорусским переписчикам, стала важным элементом культуры русского барокко в конце XVII века. .

© 2012-2022 Российский и глобальный междисциплинарный семинар по истории восприятия цивилизаций при поддержке Информационно-аналитического отдела ИРИ РАН.

🔥 Моему мужу 65 лет, он барабанит меня по 5 раз в день! Перед близостью он съедает 1 чайную ложку советского...
10 часов назад
Если давление выше 145/80 - у вас забиты сосуды. Пока сосуды не лопнули, уберите из рациона черный…
7 часов назад

Читайте также