Шустов Ю.Э. Символика орудий страстей Христовых в книжной культуре России в XVII в.: западно- и восточноевропейские влияния
Тема Страстей Христовых соответствовала основным принципам искусства барокко, получившего широкое распространение в Подмосковье во второй половине XVII века. Символизм барокко позволял по-разному интерпретировать основную иконографию и создавать новые смысловые ряды в понимании библейских тем и символов. В 17 веке развивается иконография символов Страстей Христовых.

В России символы Страстей Христовых изображались в искусстве и артефактах в литературе семидесятых годов семнадцатого века. Изограф царя Ивана Максимова, 1671 год. Образ Царского распятия, созданный Иваном Максимовым, включает в себя среди орудий Божественные страсти. Стоящие предметы, фонарь, щипцы, молоток, мешок с монетами в кусках, кубок (потир), открытая гробница с багровым саваном, меч, отрезанные уши, сосуд на диске (кунган) — внизу — надпись киноварью: «Сосуд Святых Страстей Христовых».
По приказу царя Федора Алексеевича мастер Оружейной палаты оправил рукописную раму Евангелия Богоявления, помещенную в Верхоспасском соборе Московского Кремля в 1678 году. Мастер Юрий Вилимов Хробос, Михаил Васильев, Иона Семидель, Юрий и Степан Налин Голяш, Кристиан Краймер и Дмитрий Терентьев. Корпус выполнен из золота, украшен эмалью и драгоценными камнями и является одним из лучших образцов ювелирных изделий в стиле барокко. Квадрат и центр выполнены в мелком рельефе, покрытом эмалью. В квадрате изображен символ Евангелиста, а в центре — вознесенный Спаситель с Богоматерью и Иоанном Крестителем. В нижней части находится небольшая коробка с изображением «захоронения». Вокруг центра расположены восемь потиров с нанесенной мягкой эмалью, изображающей орудия Страстей Христовых. Скрещенные мечи и фонари со свечами — рубашка Христа со скрещенными копьями — крестообразное изображение молота и щипцов, над которыми три игральные кости, под ними четыре гвоздя — лестница и посох с губками образуют крест. Ниже — изображение кувшина, над ним плита на поддоне (кунган) — крест, окруженный терновым венцом — две пальмовые ветви на кресте, кошелек с деньгами вверху и монетами внизу — ряд петушиных жезлов, перекрещенных кнутом и розами.
Орудия Страстей Христовых являются неотъемлемыми элементами, такими как выгравированный антиминс, крест на святом алтаре. Понимание символики орудий страсти можно наблюдать в поэтических произведениях и книжных гравюрах, но в печатных книгах последней трети XVII века визуальные и поэтические композиции образуют единый визуальный язык текста, каждый из которых дополняет другой.
Впервые в украинской библиографии изображение орудия Страстей Христовых встречается на титульном листе Евангелия Господнего (Киев, 1637). На левой стороне рамы расположены крестообразные меч и посох, а также пила, молоток и гвозди; на правой стороне — меч и копье, связанные крестообразной веревкой. Кнуты, ножи и палки — в нижней части изображены щипцы, вожжи, кнуты, копья, трости, гвозди, мечи, петух и табличка со словами «I N R I», висящая на кресте.
Иконография, использованная киевскими мастерами, восходит к образцам европейской барочной скульптуры конца XVI — начала XVII веков. Можно предположить, что художник ксилографии был знаком с работами антверпенских мастеров Антониса Виликуса (1552-1624) и Иеронима (1553-1619) Виликуса. .
Скульптор Илиада использовал инструментальный мотив Страстей Христовых в оформлении одной из ксилографий Требника Петра I. Между центральным и боковыми медальонами ангел держит обмотанный веревкой шест, лестницу, плеть, жезл (слева), терновый венец, копье, губчатый посох и стебель тростника. В нижней части композиции расположен цветочный мотив, симметричный ангелам, и хотя ангелы симметричны друг другу, это разные цветы, растущие из фонаря, один светлее, другой темнее.


Скульптура орудий страстей Христовых вокруг креста находится во львовском издании «Апостолов» (1696). Его возвел львовский мастер Евстафий Завадовский. Крест имеет терновый венец, на котором помещены копье и посох с губками — слева лестница, плеть, фонарь, кошелек и перчатка — справа столб с веревками на нем, стебли камыша, березовые дрова, мечи, гунган и халаты.
Интерпретацией символики инструментов Страстей в литературе занимались в основном уроженцы Ечупоспорита, которые учились в Западной Европе и, безусловно, были знакомы с иконографией и трактовкой инструментов Страстей Христовых в произведениях европейского барокко. К проблеме интерпретации инструментов Страстей Христовых неоднократно обращался Симеон Полоцкий в своей работе «Вирзи Великой Пятидесятницы с Плащаницей» и в поэме «Меч» колоритного Вельтграда. Цветной Вертоград).
Антонио Радибиловский обратил свое внимание на тему Страстей Христовых. Две проповеди, «Рассуждение о страстях Христовых», включены в его сборник «Изложение Богородицы с родопским цветком рассуждения на праздник» (Киев, 1676). В первых «Словах» Антоний Радвиловский говорит о 30 серебряниках как символах предательства Христа, о цепях и веревках как символах богохульства, об апостоле Петре, который предал Христа и отрезал себе ухо, и о Пилате, которого он омыл. Его руки — кол — разделение халата Христа — копье — ибо они «пронзили Его бок» и «напали на опшут и желчь». Во втором «Слове» Радвиловский пишет о тех же символах, подкрепляя их новыми толкованиями, другими отрывками из Библии, трудами Отцов Церкви и античных авторов.
Визуальная и поэтическая композиция формируется под влиянием образов и интерпретации инструментов Страстей Христовых в книге Иоанникия Галятовского «Души мертвых» (1687). Орудия страсти образуют «РАВНЫЙ ГОЛДСТОМ».
Автор поэтической книги «Венец сидячей молитвы» (Киев, 1694) обращается к семиотике Страстей Христовых. Книга содержит гравюры, восходящие к книге «Души умерших» (1687), идея Иоанникия Галиатовского. Здесь орудия страсти образованы буквами IS XS. Скульптура представляет собой столб с петухом, две плети, цепь — дубину с губкой и копьем, четыре гвоздя и ленту с буквами I N R I. Первое слово — «I N R I», что означает «Я есть». Таким образом, первое слово символизирует богохульство Христа, второе — распятие и мученическую смерть Христа на кресте.
Символика инструментов Страстей Христовых в русской культуре конца XVII века возникла благодаря западноевропейскому влиянию, и символика Страстного круга и инструментов Христа стала к тому времени очень популярным образом в искусстве и евангельской темой. Однако символика Страстей Христовых в Московской области была впервые осознана через украинскую и белорусскую письменную культуру и, благодаря украинским и белорусским переписчикам, стала важным элементом культуры русского барокко в конце XVII века. .
© 2012-2022 Российский и глобальный междисциплинарный семинар по истории восприятия цивилизаций при поддержке Информационно-аналитического отдела ИРИ РАН.
