Трезвение это

научная статья по теме ТРЕЗВЕНИЕ И ТРЕЗВОСТЬ’, КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ СЛОВА (НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЙ СВЯТЫХ) Народное образование. Педагогика

'Метод и истина', культурные связи языка (в жизни святых) - темы статей по русскому языку в школах, русское образование и педагогика.

Сок, несущий смерть: категорически нельзя пить даже домашний!
6 часов назад
Сок, несущий смерть: категорически нельзя пить даже домашний!
9 часов назад

Текст научной статьи на тему «ТРЕЗВЕНИЕ И ТРЕЗВОСТЬ’, КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ СЛОВА (НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЙ СВЯТЫХ)»

Пить и пить: культурные значения слов

(с иконографическими примерами)

В данной статье рассматриваются отношения между трезвостью и пьянством с точки зрения происхождения слова, его семантического содержания и использования в текстах биографий святых.

Ключевые слова: внутренняя форма слова — семантические признаки — лексическое значение слова — биографии святых — мировая религиозная образность.

Биографии святых занимают особое место в истории русской культуры. Первоначально эти тексты были написаны на церковнославянском языке. Современные издания Честные святые в Оптиной 2004, Великие русские святые 2000 выходят на русском языке с добавлением (в значительной степени) церковнославянского языка. Поэтому, чтобы правильно понять текст жизнеописаний святых, необходимо не только знать значение того или иного церковнославянского языка, но и быть знакомым с той социокультурной средой, к которой эти понятия относятся.

В языке биографий святых каждое слово следует общему религиозному принципу и строит повествование вокруг святого, чья биография привлекает внимание читателя.

Тексты такого рода содержат как общие, так и специфические православные слова. К ним относятся святые, аскетизм, духовные дары, старцы, благодать, молитва, молчание и Церковь. Также то, на чем мы сосредоточимся в этой статье — воздержание и пьянство.

Этимологически оба слова восходят к славянскому корню sobrizv-, но их происхождение трактуется неоднозначно. ‘В русском языке трезвый (имп. terezvnyi) — церковнославянское . О.-с. ♦terzybj^, -а, -о, -аз, -ое. Этимология этого слова неизвестна.<. >Для о.-с. *ter- первоначально означало «только что вышедший из пьяного состояния» или «страдающий от головной боли», возможно, этот корень — *terz-.

Доктор филологических наук, доцент Московского государственного университета. Электронная почта: yukor74@mail.ru

То же, что о.-с. *терцати.<. >Это корень *ter- (: *tor-: *ty-)». Черных 1993: 2; 260. В словаре М. Фасмера этот корень встречается в Ж. Инд. П.Я. Черных можно увидеть упоминание о жажде в значении ‘раздирание’. Этимологические данные не приводят к однозначным выводам.

Известно, что лексическое значение слова тесно связано с его внутренней формой. Для церковнославянского языка как языка религиозной культуры важны его лингвистические, а также культурно-исторические связи с греческим языком. Обнаружение семантических связей между славянским и греческим языками помогает выявить внутренние формы слов и получить представление о многомерном образе, стоящем за ними. Старославянский словарь описывает пьянство через греческие слова eukrhtsh ‘трезвость, воздержание’, ütsrüc v^^^^Äiog ‘трезвый, сдержанный’ Старославянский словарь 1999: 706, 707. Греческо-русский словарь Нового Завета дает этим словам такой диапазон значений: ,eukra,t£1a ‘сдержанность, самообладание, способность контролировать себя’, ush&Hyud ‘трезвый, не пьяный — рациональный, осторожный’, šu^u ‘ пить — рационально, рассудительно» ГРСНЗ 1997: 66, 144. Греческо-русский словарь Вейсмана определяет «эукрша» как «сдержанность».<. >‘самообладание’, viijqm — ‘быть трезвым, буквально во множественном числе’. Weisman 2006: 365, 816. Исходя из данных словаря, понятие «трезвый» является

Греческий глагол vrijq>a)v является глаголом греческого глагола vrijq>a)v. Слово «эукратия» происходит от греческого «eukrates», что означает «сильный, мощный, обладающий властью над собой, то есть умеренный, достаточный». Согласно образному определению Д. С. Лихачева, столь подробное обращение к древнегреческим параллелям необходимо потому, что когда византийская культура пересаживалась на только что возникший русский язык, это говорило о преемственности через язык. В истории русского языка слово пьянство, известное с 11 века, описывается как «воздержание». Существует очевидное сходство между лексическим значением русского слова и его греческого предшественника: пить = воздерживаться. Считается, что эти сходства раскрывают семантическую связь, метафорическое значение, основанное на внутренней форме слова.

В современном русском языке пьянство трактуется как качество, сопровождающее прилагательное пьяный, ‘отличающийся рациональным умом и свободный от заблуждений и иллюзий’ Ушаков 1940. Ушаков 1940, «не в состоянии опьянения». Современный словарь русского языка 2004: 841. Питье характеризуется как «церковное», «церковное». Старое безбрачие, трезвая жизнь, поклонение» Дар. Дар. Это слово редко встречается в словарях, что объясняет его специфику и важность в современном русском языке. Слово пить встречается в словарях, в частности в списке 5000 самых важных русских слов в разделе ‘Еда, курение’ раздела ‘Человек как человек’ Словарь словарей национальных меньшинств Лексикон национальных меньшинств 2003: 497. Несмотря на общее церковнославянское происхождение, эти лексические единицы различаются по своему значению, сфере употребления и стилистической окраске. Пьянство не признано книжным словом, а вот пьянство — да.

Эти омонимы с корнем трезвость образуются при помощи суффиксов, при этом трезвость образуется от мотивирующего прилагательного трезвый с суффиксом -ость, образуя абстрактное существительное с качественным.

Кем оказался Леонтьев! А мы любили его годами, не зная правды
8 часов назад
Нам врали 7 лет: вот кто настоящий отец детей Пугачевой
8 часов назад

Церковнославянское воздержание через окончание -ени/-. Используется для обозначения субъекта/явления от действия кинетического глагола. В жизнеописаниях святых встречаются слова с похожими словесными конструкциями, такие как терпение, спасение, молитва, смирение, вся ночь и воздержание. Drinking образовано от глагола drink, «пить», или от глагола пить. Дар. Несмотря на то, что структура обоих слов (трезвость и трезвенник) одинакова («корень слова + суффикс + изменение формы слова»), мотивация словообразования различна и влияет на значение (важно также отметить различия). (пол). Drinking — это существительное, образованное от прилагательного, но drinking сохраняет свои лингвистические особенности. Первоначально эти два слова имели разное «отношение». То есть, это качественные характеристики (хладнокровие) и устойчивые процессуальные явления (спокойствие).

В повседневном употреблении выпивка может пониматься как процесс (как в словах swim и form) в смысле «стать (физически) трезвым». Иконография не имеет таких семантических особенностей. В силу абстрактного характера словообразовательного качества, слово пить можно определить как проявление «ясного и понятного взгляда», «четкого восприятия чего-либо». Такая семантика также может быть достигнута благодаря сочетанию трезвой перспективы, трезвого мышления, трезвого подхода и трезвого расчета. Исходя из наблюдений за текстами биографий святых, пьянство можно определить как «бдительность, внимание к своим душевным движениям, постоянный контроль своих мыслей/идей, практикуемый в контексте христианской жизни».

В священных текстах значение этого слова реализуется в нескольких созвучных словах — пить, пить:.

Что касается молитвы и питья Иисуса, старейшины учили так. Существует два типа религиозной жизни: внешняя и внутренняя. Внешняя религиозная жизнь — это практика таких действий, как пост, не спать всю ночь, посещать богослужения и воздерживаться от алкоголя. Внутренняя религиозная жизнь — это борьба со страстями, очищение сердца. (Там же).

По сути, термин воздержание раскрывается через контекстуальные синонимы, которые демонстрируют семантические особенности, присущие этому понятию в жанре жизнеописания святых. Выявлено пять таких особенностей.

<. >Он трудился день и ночь, изнуряя свое тело постом и молитвой. Днем он работал в монастыре, а ночью не спал всю ночь, восхваляя Бога и спасаясь от глубокого сна. Он не участвовал в глупых спорах, но всегда держал свое внимание на Едином Боге, украшенный смирением и послушанием. (Житие Александра Свирского, преподобного Свирского).

Монах снова стал лично терпеливым и отстраненным, и старался сохранить себя в полном порядке с помощью хороших привычек и исключить все нечистые мысли. (Там же),.

Преподобный Никон, похоже, получил от преподобного Варсонофия дар прозрения в душу покаяния и дополнил этот дар своей внимательной и трезвой жизнью. (Жизнь монаха Никоса).

С юности монах Анатолий (Потапов) воспринял дух оптинской аскетической жизни — крепкое бодрствование духа, исполнение Иисусовой молитвы, строгий аскетизм с одной стороны, простое и искреннее отношение к братьям — с другой. , посетителей и нуждающихся. (Жизнь святого Анатолия),.

5) Сохранение сердца:

Гелиодор Старший, как и все ученики Старшего.

Старец Гелиодор был строгим хранителем чистого сердца, заботливым блюстителем совести, смиренного смирения, «добродетели быть непобедимым для врагов». (Жизнь старейшины Иоанникия в форме Гелиодора).

В духовной литературе пьянство/контроль определяется как добродетель. Эта позиция подтверждается рассуждениями Лонгина, епископа Саратовского и Волжского. ‘Честный и бесформенный взгляд на себя и мир, который он отражает’. Longinus ER. В одном из интервью Патриарх Алексий II заявил, что осознать это — он подвергает себя большому риску» (2007. — 19 февраля).

Чтобы прочитать статью, необходимо приобрести полный текст. Статья будет отправлена в виде PDF-файла на адрес, указанный при оформлении заказа. Время доставки — в течение 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Деньги польются рекой: трём знакам астрологи предсказывают финансовый успех этой осенью
7 часов назад
Названа поза, которая не оставит ни одну женщину без оргазма
10 часов назад

Читайте также