Сегодняшнее чтение евангелия

Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам?

Как Галкин развлекает олигархов: уберите детей от экранов
10 часов назад
Голикова озвучила размер пенсии с 1 декабря: приготовьтесь
6 часов назад

Петр не возражает против того, что под ним волны и что он сам не может ходить по воде, потому что он хочет быть с Богом. Он верит. Тогда он боится, его вера ослабевает, и Петр тонет. Но Христос приходит, чтобы спасти нас. Комментарий Преподобный Константин Польсков, кандидат философских наук, клирик храма Святителя Николая в Кузнецах (Москва). Спасение утопающего Петра. Миниатюра книги X века из Кодекса Эгберти, лист 27v.(1).

— Эпизод, упомянутый в этом чтении, — хождение Христа по воде — сам по себе уникален. Он упоминается во всех трех Евангелиях — от Матфея, Марка и Иоанна, но только Лука об этом умалчивает. Однако все четыре Евангелия описывают эпизод непосредственно перед хождением по воде. Об этом мы слышали в церкви на прошлой неделе, когда накормили 5000 пятью хлебами. Это важно, потому что показывает, что Евангелие Господа не только о еде, но и о людях. Потому что для того, чтобы лучше понять смысл сегодняшних чтений, сначала необходимо очертить общий контекст. То есть, когда и где происходят описываемые события. Тогда мы сможем понять не только то, что это значило для участников событий, апостолов и особенно апостола Петра, но и то, что это значит для нас сегодня.

Таким образом, сравнивая различные Евангелия, можно сделать вывод, что это событие произошло весной третьего года земного служения Господа, то есть во время празднования Пасхи, за год до Страстей Христовых. Это особое время для Господа. В той же 14-й главе Матфей упоминает о смерти Иоанна Крестителя от руки Ирода. Публичное служение Господа, галилейский период, во время которого Христос проповедует, совершает чудеса, собирает учеников и избирает Своих ближайших апостолов, подходит к концу. Этот период заканчивается великим чудом раздачи пяти хлебов и двух рыб пяти тысячам человек.

В то же время вокруг Христа возникают сложные обстоятельства. Ирод слышит слухи об Иисусе, вспоминает расправу над Иоанном и предполагает, что Христос — воскресший Креститель. Как все указывает, начинается своего рода угнетение. Не случайно в следующей главе Матфей говорит, что Иисус и Его ученики идут в область Тира и Сидона, то есть покидают территорию Ирода. Отношения между Господом и иудейским высшим советом, книжниками и фарисеями, становятся все более напряженными.

Таким образом, с одной стороны Христа окружают Его ближайшие ученики, а с другой — активно действуют Его враги. Ирод преследует Его, а фарисеи, книжники и саддукеи все больше возмущаются Его деятельностью.

Вначале на этом фоне происходит чудо накормления 5000 человек, и в ту же ночь Он идет по водам Галилейского моря.

Эти события происходят в Галилее, недалеко от города Капернаум. Евангелисты Матфей и Марк не говорят нам, почему Господь посадил учеников в отдельные лодки, или почему они должны были отплыть первыми. Однако евангелист Иоанн объясняет, что Люди были настолько впечатлены чудом накормить 5000 человек, что «пришли и хотели взять Его по ошибке и сделать царем» (Иоанна 6.15), объясняет он. Евангелия продолжают рассказывать нам о том, что толпы людей следовали за лодкой, в которую сели ученики в ожидании встречи с Иисусом Христом. Очевидно, именно поэтому Господь посылает учеников отдельно.

После того, как было съедено 5000 хлебов, произошло то же самое, о чем Христос предупреждал в начале Своего служения. Сатана искушал Его в пустыне, брал камни и делал из них хлеб. Они сказали: сделай это, и народ пойдет за тобой, и ты будешь царем земли. Но Бог пришел не для того, чтобы принять эту земную власть. И это именно то, чего хочет народ. Они видят, что этот проповедник может удовлетворить их, и хотят сделать его королем. Вот почему Христос укрывает нас. Он избегал людей и сначала пошел один на гору помолиться, послав перед собой учеников на другой берег Галилейского моря.

В ночь, когда ученики уходили без Христа, на Галилейском море поднялась буря. Евангелист говорит, что буря продолжалась почти всю ночь. Такой вывод можно сделать из рассказа о четвертой смене, когда ученики увидели Христа, идущего по волнам. В то время дни в Палестине делились так же, как и в Риме. Например, ночь была разделена на четыре смены. Таким образом, ученики могли бороться с волнами в течение трех четвертей ночи (трех часов) и пройти очень короткое расстояние — всего 25-30 стадий (стадий — около 180 метров).

И вот, когда ученики уже изнемогали от волн, они увидели Христа, пересекающего озеро. Почему Он так поступил? Чтобы понять это, давайте посмотрим на реакцию апостолов. Первым ответил апостол Петр, что неудивительно. Это не первый и не последний раз, когда Петр говорит от имени всех как «уста апостолов». Причина этого кроется в характере Петра: импульсивный, нетерпеливый и ревностный.

Именно Петр бросается к Христу и идет к Нему с нетерпением, даже в волнах. И здесь мы можем сравнить этот эпизод с отрывком из Евангелия от Луки о чудесном улове. Когда по повелению Христа будущие апостолы вытащили из воды сеть, полную рыбы, они ничего не смогли сделать. Накануне вечером. Тогда апостол Петр увидел это чудо и сказал от имени всех. Но посланник Божий. В этот момент Петр испугался.

Однако в настоящем чтении реакция Петра иная. Петр был с Христом долгое время, он один из самых близких к Нему апостолов и видел много чудес. Он слышал проповеди. И здесь Петр ведет себя иначе, чем в случае чудесного зачатия — он сам просит Христа идти: «Господи, если это Ты, вели мне придти к Тебе с водою!». (Матфей 14.28). Христос говорит ему: «Иди!

Кем оказался Леонтьев! А мы любили его годами, не зная правды
7 часов назад
Как Галкин развлекает олигархов: уберите детей от экранов
7 часов назад

Затем происходит событие, которое полностью характеризует апостола Петра. Он следует своему порыву идти к Христу и быть с Богом, но по-человечески он боится. И в какой-то момент страх берет верх, и Питер начинает тонуть.

В этой связи у святого Иоанна Златоуста есть несколько очень интересных комментариев. Прошло почти три года с тех пор, как апостолы пришли к Господу, и они уже знают, что их Господь — особенный человек, посланный Богом, но страх живет в их сердцах. Евангелие не идеализирует апостолов, но представляет их как реальных людей. Даже на Тайной вечере, за несколько часов до Страстей, они обсуждают между собой, кто займет самое почетное место в грядущем царствовании Спасителя.

Страх и сомнения остаются с учениками до события Пятидесятницы, когда огонь Святого Духа расплавляет их человеческие страсти и слабости и превращает апостолов в столпы веры.

В сегодняшних чтениях мы видим яркое сочетание веры, неверия и сомнения в сердцах апостолов. Это сомнение убивает Петра, который пугается волн и едва не тонет, но Иисус спасает его, и они вместе садятся в лодку. И вскоре буря отступает. Ученики видят все это и исповедуют Иисуса: «Истинно Ты Сын Божий» (Матф. 14.33).

С одной стороны, это сильное признание. С другой стороны, его не следует рассматривать как окончательное, искреннее признание апостолами того, что Иисус действительно Бог. В данном случае «Сын Божий» не означает исповедание Христа как личности Святой Троицы, как склонны считать мы, христиане. Оно просто обозначает праведника, святого человека, угодного Богу и обладающего особыми чудесными дарами.

Однако в двух главах Евангелия от Матфея «За кого вы говорите, что Я?». (Мф. 16.13), апостол Петр снова говорит от имени всех учеников: Ты — Христос, Сын Бога Живого (Мф. 16.16). И это уже более высокое признание мессианского достоинства Иисуса, чем в сегодняшнем эпизоде.

Но сегодняшняя исповедь также имеет большое значение. Евангелист Марк с горечью отмечает, что апостолы не были впечатлены чудом накормить 5000 человек (Мк. 6.52). И очевидно, что чудом хождения по воде Христос преподал своим ученикам еще один божественный урок. Этот урок стал для Его учеников новым шагом на пути к истинному исповеданию Иисуса из Назарета как Мессии, Христа, Сына Божьего и Спасителя.

Отметим также, что это был не первый раз, когда Иисус одним ударом утишил воды. Он уже был в морской буре со Своими учениками и укротил ее одним словом. В Евангелии говорится о различных чудесах, которые Иисус совершал в природе. Эти эпизоды показывают Христа как правителя вселенной, того, кто имеет власть над миром.

Сегодняшнее чтение можно интерпретировать в более широком контексте, не как отдельное упоминание, а в сочетании с эпизодом перед хождением по воде. Епископ Кассиан (Безобразов) связывает хождение по воде с чудом увеличения хлеба, где Христос символически предстает в образе Моисея, который провел Израиль через море. Иисус ходит по воде, и апостолы следуют за Ним.

Можно сказать, что Иисус завершил свое галилейское служение чудом перехода через воду. Чудо перехода через воду символически изображено в Ветхом Завете, когда Он спас Израиль от их гонителя фараона и привел их к новой жизни в Земле Обетованной. Это как бы говорит ученикам, что те, кто последует за Иисусом, перейдут от смерти к жизни, от незнания Бога к познанию Бога.

Матфей (14:22-34) «И тотчас посадил Иисус учеников Своих в лодку и послал их впереди Себя на другой берег, а Сам отослал народ. Иисус пошел один на гору помолиться. Вечером он остался там один. Лодка находилась посреди моря и качалась на волнах из-за сильного ветра. В четвертую стражу ночи Иисус пришел к ним и шел. Когда ученики увидели Иисуса, идущего по морю, они расстроились и в страхе закричали, говоря, что это призрак. Но Иисус сразу же обратился к ним. Не бойся, ибо Я Господь, Бог твой». Петр ответил: «Господи, если это Ты, скажи им, чтобы они пришли к Тебе по воде». Петр вышел из лодки и попытался подойти к Иисусу, идя по воде, но когда он увидел сильный ветер, то испугался и чуть не утонул, воскликнув: «Господи, помоги мне». Иисус тотчас протянул руку, чтобы поддержать его, и сказал ему: «О маловерный, что ты сомневаешься? И когда они сели в лодку, ветер прекратился. И те, которые были в лодке, подошли и поклонились Ему, говоря. Воистину, вы принадлежите Сыну Божьему. Затем они переправились и прибыли в землю Геннисаретскую.

Мальчик, который вернулся с того света, рассказал всю правду об увиденном! Ученые шокированы...
9 часов назад
Как Галкин развлекает олигархов: уберите детей от экранов
10 часов назад

Читайте также