Устройство храма


Весь храм разделен на три основные части: алтарь, центральная часть и притвор.
Алтарь — самая «важная» часть храма, где совершаются таинства. В него могут входить только рукоположенные священнослужители (т.е. духовенство: управители, священники и епископы) и священнослужители. Женщинам (за исключением особо благословенных монахинь) вход в святилище строго запрещен.
Центральная часть церкви отведена для молитвы. Согласно древней традиции, молящиеся мужчины стоят справа, а женщины — слева. Сегодня это правило не соблюдается строго, хотя некоторые церкви и монастыри пытаются следить за его соблюдением. Это не означает, что никому не разрешается входить на «другую» половину. Например, вы можете войти, поставив свечу и коснувшись иконки.
В современной церковной архитектуре притвор не имеет большого значения, но в древности он имел значительные размеры (сравнимые с центральной частью храма) и предназначался для кающихся. Для тех, кто готовился к крещению, т.е. катехизаторов, которые должны были покидать храм в определенное время службы. Кроме того, некоторые литургические действия происходили в нартексе.
Алтарь. Если алтарь — самая важная часть церкви, то престол — самая важная часть алтаря. Он расположен в центре Святого стола, сразу за главным входом — когда он открыт, трон хорошо виден изнутри церкви. Таинство Евхаристии, самое важное из всех таинств Церкви, совершается на престоле. Именно здесь Христос пребывает в Своих Святых Тайнах. Также на троне находятся литургические Евангелия, помещенные в красивый металлический футляр. Только духовенство может прикасаться к трону. Во время Божественной литургии они стоят перед престолом и рядом с ним.
Семь свечей. Сразу за престолом находится большой канделябр на семь лампад — семисвечный канделябр. Он настолько велик, что его хорошо видно из храма. Если священный стол слишком мал, можно использовать специальное кресло.
Возвышение. За жертвенником и светильником находится высокое место. Высокие места — это высокие места. Это буквально самая высокая точка храма, и нужно понимать, что в духовном смысле холм символизирует небеса. В кульминационный момент диакон или священник произносит прокимн (специальное короткое стихотворение из Библии) или другие литургические возгласы.
Алтарь. Слева от Святого стола находится особый стол — Святой стол. Он значительно меньше алтаря. Там готовятся материалы для таинства Евхаристии (хлеб и вино), и, как и в случае со Святым алтарем, к нему, как правило, могут прикасаться только священнослужители. Алтарь обычно не виден из храма.
ИконостасБесспорно, иконостас — самая массивная и примечательная часть церкви. Иконостас отделяет алтарь от основной части храма, алтарной перегородки. На нем размещаются изображения, композиция которых четко определена и расположена в строго определенном порядке. Иконостас содержит изображения Христа, Девы Марии, апостолов, пророков и двенадцати великих праздников (это самые важные праздники православной церкви, которые подробно описаны в главе 3), а также изображения святых или священнослужителей. Храмовые праздники. Иконостас часто является самой красивой частью церкви, так как он обычно богато украшен.

Королевские ворота находятся в центре алтарной композиции. Царские врата находятся в центре скинии, а престол — сразу за скинией. Они называются Царскими вратами, потому что именно через эти врата приносятся святые дары для общения верующих. Царские врата открываются только в определенное время во время Евхаристического обряда. Царские врата могут быть открыты только во время службы и только для совершения таинств, предлагаемых на службе.
(Стюарда) южные и северные ворота. Так назывались боковые ворота, ведущие из храма к алтарю. Почему юг и север? Православные церкви всегда строятся так, чтобы святой алтарь был обращен на восток. Поэтому ворота с правой стороны церкви называются южными, а ворота с левой стороны — северными. Не принято просто называть их правыми и левыми. Эти ворота помогают священникам и духовенству войти в святилище — обычно их называют воротами стюарда. Помимо главного центрального престола, в храме может быть один или два (чаще два) второстепенных престола на одном алтаре. В этом случае перед каждым троном есть королевская дверь. Эти врата называются святыми вратами северного и южного нефов и их не следует путать с северными и южными диаконскими вратами. Царские врата всегда двустворчатые, а врата дьякона — одностворчатые.
Солея. Вдоль всего иконостаса перед ним находится небольшой выступ — солея. Священник и мирянин проходят через костницу в определенные моменты службы. Прихожане не могут войти в солею. Они могут быть разделены низкой перегородкой.
Амбо. В солее есть небольшой порог, или кафедра, перед Святыми вратами. Причастие совершается с кафедры, читается Библия и проповедуется проповедь. Подобно камбале, мирянам не разрешается подходить к кафедре.
Хор. Хор поет в припеве. Обычно два хора располагаются по обе стороны церкви. Положение хоров четко не определено. Их можно разместить на подошве. Иногда к церкви пристраивается специальный притвор для хора.
Хоры. На правой и левой стенах церкви, перед ковчегом, обычно висит особое церковное знамя, знамя с изображением воскресения Христа (знамя победы Христа над смертью) и несколько других. Знамя несут в процессии.
Центральная кафедра. В центре храма находится специальная подставка для икон — книжный шкаф. Центральный аналог обычно содержит запомнившиеся образы праздников и святых. За аналогом находится большой подсвечник, на котором можно разместить «праздничные» изображения. В других частях церкви также есть подставка для книг, на которой размещены другие иконы. Аналогии также используются в качестве основы для литургических книг.
Канон и Голгофа. В центральной части церкви или слева от входа находится специальный квадратный стол с большим крестом (Голгофа) и свечами (канон), на котором совершается литания, похоронные обряды и погребение. В этом месте (и только здесь) можно поставить свечи для погребения умерших.
Свечи. Во всех церквях есть несколько подсвечников, любой из которых можно использовать для размещения свечей за святость и свечей в каноне за отпевание.

