Причастие дважды в день


Из всех даров, данных священству, величайшим является таинство, особенно литургия. Это дар, данный Церкви, всем верующим. Священник не является владельцем этого дара, но он является его раздатчиком и отвечает за то, чтобы никто не остался в стороне от «пира веры» перед Богом. Самым обнадеживающим аспектом нашей церковной жизни является «евхаристическое возрождение», предсказанное святым Иоанном Кронштадтским.
Мы не имеем права отказывать христианам, которые хотят принять участие в Непорочном зачатии. Единственным препятствием здесь является длительное состояние смертного греха. Общество должно быть глубокой внутренней потребностью. Не допускается формальное принятие причастия по внешним причинам. Это потому, что Шмеманн говорит мне причащаться каждое воскресенье, или потому, что моя мама попросила меня об этом, или потому, что все ходят.
Причастие — это личное дело и самое важное событие в жизни человека. Священники должны напоминать прихожанам о важности причастия. Однако он не должен требовать полного единства. Когда ко мне приходит так называемый «неконфессиональный член», я говорю ему, что это неизбежная обязанность христиан — причащаться каждый год. Тем, кто привык причащаться каждый год, я говорю, что хорошо бы причащаться во все дни Великого поста и дня Св. Для тех, кто регулярно посещает церковь и ищет духовного руководства, я бы сказал, что причащение раз в месяц или раз в три недели предпочтительнее. Те, кто хочет ходить чаще, могут ходить еженедельно или чаще. Есть те, кто ежедневно ищет общество. Это одинокие, старые и больные люди. Я не могу отрицать их, но считаю, что они также должны исповедоваться каждый раз.
Правила поста и воздержания определяются индивидуально для каждого человека. Если вы причащаетесь раз в год, почему бы не сказать раз в неделю, как в прошлом? Однако, если вы совершаете еженедельную коммуну, вы можете поститься не более трех дней. Тем не менее, трудно заставить поститься в субботу, если вспомнить, сколько чернил было пролито для осуждения поста в латинскую субботу.
Это также поднимает вопрос о «двойных стандартах». Священнослужители не постятся в субботу или другие святые дни, когда они принимают причастие на следующий день. Очевидно, церковный порядок не требует от духовенства поститься перед причастием не потому, что они «лучше» мирян, а потому, что они общаются с духовенством чаще, чем с мирянами. Трудно диктовать другим то, чего не делают сами, и единственным логичным способом устранить «двойные стандарты» представляется приближение меры частого поста прихожан к мере поста священнослужителей. Частота принципа. Нет законных оснований для распоряжения настоятеля, принятого в противоположном направлении, требующего от младших священнослужителей воздерживаться от мяса в течение определенного количества дней до причастия.
Независимо от причастия, степень поста у разных людей разная. Строгий пост не должен требоваться от пациентов, детей, беременных и кормящих матерей. Также не следует просить об этом тех, кто не привык поститься или находится в трудных жизненных условиях. Семьи неверующих, люди, живущие в армии, больницах и тюрьмах. Во всех этих случаях пост может быть ослаблен (и, возможно, многомерные градации) или отменен совсем.
Совершенно неуместно требовать, чтобы младенцы до семи лет воздерживались от еды и питья. Момент тайной встречи с Христом, который душа ребенка не может не почувствовать, не должен быть омрачен голодом. Для ребенка это не только громоздко, но и совершенно непонятно. Им может потребоваться срочный прием лекарств, например, при сердечном приступе или головной боли. Это никогда не должно быть препятствием для участия. Диабетикам может потребоваться более частое питание, но это не лишает их права принимать Таинство Святого Причастия.
В последние годы паломничества стали очень популярны. Часто они совпадают с крупными праздниками. Печально, что христиане не могут принять Святое Причастие в праздничные дни, потому что они не соблюли полный период поста на этом пути. И в этих случаях необходима щедрость.
Существует также вопрос о брачном посте. Это деликатная область, и, вероятно, не стоит спрашивать прихожан об этом вопросе. Если они сами хотят соблюдать все правила, то следует напомнить им слова апостола языков о том, что муж и жена должны поститься только по взаимному согласию. Если один из супругов неверующий, или даже если оба православные и поэтому имеют разный уровень духовности, навязывание безбрачия менее духовному супругу может иметь очень серьезные последствия. Также, если женатый верующий желает причащаться, скромность мужа или жены не должна быть препятствием к причастию.


Подготовка к молитве о причастии также является проблемой. Вспомните, что в наших богослужебных книгах проводится различие между грамотными и неграмотными. Последним разрешается заменить все правила общества, а также церковные службы (вечерня, последняя вечерня.) молитвой Иисуса. Кажется, что в наше время нет неграмотных, но некоторые только начинают изучать церковные книги. Сегодня люди гораздо больше озабочены хаосом светской жизни, чем 300 лет назад. Многим современным людям трудно читать «Правило одиночества», «Правило трех» и «Некрещеный человек». Разумно требовать, чтобы читалось послушание причастия или хотя бы десять молитв из него. В противном случае члены общины будут добросовестно читать три правила, но не смогут прочитать последовательность из-за нехватки времени. Однако, даже если нет времени на чтение Последовательности, трудно отказаться, если человек искренне желает принять Причастие.
Не всегда всем легко посещать службы накануне причастия. Никто не требует этого от старой женщины, которая собирается с силами лишь несколько раз в год, чтобы сходить в церковь и принять причастие. Но это также сложно для работников ночных смен и матерей с маленькими детьми. В целом, сегодня трудно требовать, чтобы все присутствовали на вечернем богослужении накануне причастия, но это, конечно, должно поощряться и приветствоваться.
Покаяние перед каждым причастием, как правило, оправдано. Это требует больших усилий со стороны священников, а также частого причащения. К сожалению, в некоторых случаях было установлено, что священники часто препятствуют причащению прихожан, чтобы облегчить свою собственную жизнь, ограничивая их в Великий пост и не позволяя им причащаться на Пасху и другие праздники. Церковное правило (№ 66 VI Вселенского Собора) предусматривает ежедневное причащение во время Страстной недели (пост, конечно, в данном случае не является проблемой).
Пасха и Рождество — праздники, когда многие «невоцерковленные» люди приходят в церковь. В эти дни наш долг — уделять им как можно больше внимания. Поэтому прихожанам следует идти на исповедь накануне, например, в первые три дня Страстной недели. Конечно, те, кто исповедуется и причащается в Страстной четверг, могут причащаться и на Пасху. В целом, пасхальное причастие является отрадным достижением нашей церковной жизни в последние десятилетия. Однако, к сожалению, это достижение не является универсальным. Некоторые пресвитеры вообще не причащаются на Пасху (возможно, чтобы не переусердствовать), другие соглашаются причащаться только с теми, кто добросовестно постился во время Великого поста. В данном случае чтение Пасхи Иоанна Златоуста приглашает постящихся и не постящихся людей к причастию — пустая и лицемерная формальность. Пасха — это день, когда многие из наших современников впервые приходят в церковь. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы привести их к встрече со Христом. Они должны исповедоваться, если хотят, и, возможно, даже причащаться.
Действительно, в наши дни полезно сделать «общее признание». Однако, если прихожанин, знакомый священнику, подходит к кафедре и просит принять Святое Причастие, священник может ограничиться чтением разрешенных молитв.
Нет никаких сомнений в важности покаяния в духовном возрождении человека. В некоторых случаях отлучение от церкви может быть наложено на определенный срок. В нынешних обстоятельствах этот срок не должен быть продлен. В то же время некоторые самозваные пресвитеры применяют годовые и даже двухгодичные отлучения от церкви, а также от причастия. В наше время это приводит к отчуждению тех, кто уже привык регулярно посещать Божественную литургию до появления этого неудачного прилагательного.
В заключение я хотел бы привести цитату из святого Иоанна Златоуста. Это ответ на часто обсуждаемый вопрос о частоте причастия в наше время. Как показывают эти слова святого, в его время существовали самые разные практики причащения.
‘Многие люди принимают участие в этом жертвоприношении один, два, два и более раз в год’. Наши слова относятся не только к тем, кто здесь, но и к тем, кто в пустыне. Потому что они участвуют раз в год. А иногда и два года спустя. И что мы делаем? Кого мы узнаем? Те, кто причащается один раз, или часто, или редко? Не один, не другой, не третий, а человек, который причащается с чистой совестью, чистым сердцем и жизнью без вины. Такой человек должен причащаться всегда, а не только один раз. Я говорю это не потому, что запрещаю общение раз в год, но потому, что больше желаю иметь постоянное общение». (PTS, vol . 12, книга I, Москва, 2004, с. 153 — 154).
Таким образом, святой не формально декларирует одно из обязательств социальной практики, существовавшей в его время, как это делают некоторые доктрины, вошедшие в моду сегодня, а устанавливает внутренний духовный стандарт.

