По словам Горбинского, «порядок канонизации состоял из записи чуда и сообщения о нем начальству, расследования законности чуда церковными властями и, наконец, самой канонизации». Однако Николай Суворов утверждал, что
Сразу после похорон художника и музыканта Петра Мамонова актер Дмитрий Дусев произнес странные и загадочные слова. Я нашла в себе силы начать новую жизнь».
Речь, конечно же, шла о роли Мамонова в фильме Павла Лунгина «Остров», в котором Дюжев играл отца Иова, казначея монастыря. Во многом противоположность отцу Мамонова, Анатолию.
Идея нормализации исходила не только от Дмитрия Дуджева. За последние несколько дней меня несколько раз спрашивали, когда Петр Николаевич будет канонизирован, то есть когда он будет официально причислен к лику святых.
Я ответил коротко: если это и произойдет (я пока не знаю), то на это потребуется время. Канонизация в Церкви, особенно в Русской Православной Церкви, зависит от огромного количества факторов.
Канонизация — это официальное посмертное признание церковью одного из своих приверженцев добродетельным святым. Он настолько формален, что гарантирован актом высшей церковной власти.
В большинстве случаев православного христианина канонизируют, если есть достоверные доказательства того, что его жизнь была святой и его вера соответствует православному учению. Или же начинается почитание среди верующих, и становятся известны чудеса, совершенные им при жизни и/или после смерти. Чудеса — это подтверждение веры в то, что Бог действует через него.
Для легитимации Церковь должна иметь официальное свидетельство того, что человек пострадал за свою веру и в результате был замучен. Как и в прошлом, негниение (неразложение) артефактов остается важным свидетельством святости, но в 21 веке не обязательно, чтобы они были негниющими.
По словам церковного историка Андрея Зайцева, «канонизация — это признание заслуг святого, доказательство абсолютной уверенности в его спасении. Ибо, восхваляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться за него. Это подтверждает, что она уверена, что этот человек уже соединен с Богом и не нуждается в нашей просьбе о его спасении.
С первого по четвертый век вопрос о почитании святых решался христианской общиной, но позже это решение было обосновано епископами. Позже, чтобы «объявить» кого-то святым, достаточно было указать имя умершего члена общины, список мучеников, признанных святыми. Если паломничество имело общеправославные черты, его утверждал глава местной церкви.
В своей книге «История канонизации святых в Русской церкви» церковный историк Евгений Горбинский пишет, что канонизацию святых в древней церкви можно разделить на три части: ветхозаветные патриархи и пророки и русские апостолы. Что касается Нового Завета, мучеников и «святых», то следует учитывать, что Церковь признала их не потому, что они принадлежали к определенному ордену, а потому, что кто-то из них был признан достойным этого признания. ‘Acetics’.
В Русской Церкви канонизации совершались на местах епископом главной епархии. По словам Горбинского, «последовательность канонизации состояла из серии чудес, записанных и доложенных настоятелю, расследования церковными властями достоверности чудес и, наконец, самой канонизации». Однако профессор Николай Суворов утверждал, что эта последовательность соблюдалась не всегда. ‘Известны случаи, когда без всякого предварительного расследования за сообщением о чуде следовал звон колоколов или церковный праздник’.
Евгений Темниковский, профессор церковного права, подробно описал, как происходила канонизация в период церковных Соборов (1700-1917). Докладывая царю по любому вопросу, он излагал свое мнение с делом по этому поводу. Доклад утверждается приказом императора. С открытием мощей святого. Акт канонизации становится действительным и эффективным только с момента празднования». .
В настоящее время процесс канонизации может быть инициирован как мирянами, так и духовенством. С одной стороны, не существует официального срока «начала борьбы» после смерти потенциального святого, но известно, что этот процесс может начаться только через десятилетия после смерти добродетельного человека.
Местный епископ изучает материал и, если нет сомнений, направляет его в епархиальную комиссию по канонизации святого. Последняя, в свою очередь, направляет дело в Синодальную комиссию по канонизации святого, получает все документы для канонизации и начинает собирать свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам святого, и других подтверждениях его подвижнической жизни.
Окончательное решение принимается Патриархом, но утверждается Собором епископов или поместным собором. Патриарх имеет право благословить оду святому, который почитается локально, то есть в конкретной местности. Только совет затем утверждает церковную службу.
Очевидно, что процесс канонизации длительный и многоступенчатый. В некоторых случаях, очевидно, невозможно дождаться официального решения (в некоторых случаях документы возвращаются «за отсутствием данных»). Поэтому христиане считают, что канонизация — это не то же самое, что канонизация. Причисление человека к лику святых — это не формальный процесс, а его жизнь и работа.
В гипотетическом случае канонизации недавно умершего Петра требуется только время и доказательства. Молиться за него или за нее дома — личное дело каждого.