Почему в русской бане нельзя носить крестик


Банные обычаи издавна строго соблюдались в России. Не имело значения, где и кому принадлежала баня — была ли это обычная деревенская или городская баня. Не все традиции остаются неизменными с течением времени.
Мыться одному
Принадлежа к одной семье, деревенские бани играли важную роль в жизни людей. Они использовались для свадебных церемоний. В паровых банях акушерки принимали роды, а целители лечили больных. Согласно поверьям, посвящение в магию также происходило в банях. В этом районе существовали различные табу на поведение.
По мере роста городского населения повсеместно открывались общественные бани, за посещение которых взималась плата. Этот бизнес был очень прибыльным, и многие купцы строили такие заведения. Крестьянам, переехавшим в города, часто негде было мыться, как они привыкли. Количество посетителей никогда не прекращалось.
Дмитрий Захарин, доцент макросоциологии Университета Констанца в Германии, считает, что совместное купание — это один из способов укрепления российского общества. Исследовательница опубликовала статью в журнале «Антропологический форум» (№ 6, 2007) «Коллективные чистки в России. Антропологические и социально-исторические аспекты», пишет об этом в.
‘Русские банные ритуалы, сформированные в глубинах семейных и племенных структур, связывают пароход с теми (примитивными) социальными узами, которые были даны ему впервые. Формула «дышать паром» подтверждает ценность доконцептуального телесного опыта. «Предпосылкой для его передачи является состояние бытия», — сказал наставник.
Неудивительно, что существовавший в деревне запрет на посещение хаммама в одиночку сохранился и в городе. Благоразумные люди говорили, что только волшебники могут оставаться одни в банях. А без того, чтобы кто-то «работал» веником, невозможно было бы получить хороший пар.
Однако отсутствие других посетителей в общественных банях всегда было очень редким явлением.
Заниматься сексом
Многие западноевропейские путешественники и дипломаты, посетившие российские города в период с XVI по XVIII века, писали об ужасном разврате, который происходил в общественных банях, со смесью религиозного ужаса и восторга. Основываясь на собственных стереотипах, благочестивые католики считали, что многие полностью обнаженные мужчины и женщины просто … . верили, что не могут мыться.
Известные писатели, такие как австрийский дипломат Сигизмунд фон Гельберштейн (1486-1566) и немецкий ученый Адам Олеарий (1599-1671), упоминают общинные бани как свидетельство крайней сексуальной распущенности среди русских. Мужчины и женщины мылись в отдельных отделениях, но могли встретиться в жару раздетыми на выходе из хаммама. Некоторые из них также не были покрыты вениками.
Действительно, вопреки воображению западного путешественника, блуд был явлением, редко встречающимся в русском патриархальном обществе. И уж точно никто не осмелится заниматься сексом в общественном туалете на глазах у всех присутствующих — родственников, соседей, друзей и знакомых. Грубые шутки на эту тему, конечно, были распространены.
Доктор Людмила Шманева и писатель Валерий Анишкин имели смелость усомниться в правоте европейских путешественников. В своей совместной книге «Быт и нравы в императорской России» (Ростов-на-Дону, 2010) исследователи утверждают, что русские мужчины всегда гордились скромностью своих жен, и что сомнительные слухи о разврате в общих банях, вероятно, были «… . впервые распространил барон Герберштейн».
Носить крестик
Как в деревнях, так и в городах соблюдалась традиция снимать нательный крест перед посещением хаммама. Это также относится к общественным баням. Этот запрет был связан с тем, что в прошлом бани считались местом проведения языческих ритуалов.
Ярослава (Ольга) Агеева, директор Московского центра русской культуры и традиции, в своей книге «Истоки русской культуры и традиции» (Москва, 2015) подчеркнула, что баня — это место, где четыре природных элемента объединяются для очищения человека тело и дух. Огонь горит в камадо, вода смывает грязь, метла прогоняет все болезни, а сам хаммам задерживает негативную энергию в своих стенах.


Баня — это храм чистоты. Баня — это храм чистоты, где обитает дух горячей воды. Лесом правит леший (бог фей), домом — домовой (привидение), а баней — заяц (банный). Он отвечает за порядок в общественной бане. Когда кто-то входит в общественную баню, ему нужно поклоняться…». — О. Агаева пишет.
Поэтому они считали, что лучше снять крест перед началом мини-церемонии очищения с помощью природных элементов, чтобы не обидеть могущественных языческих духов.
Драться и скандалить
Считается, что Баник наказывает людей, которые плохо себя ведут, дерутся или устраивают скандалы, тем самым загрязняя место, где он живет. Эти нетерпеливые люди могут обжечься, поскользнуться на мокром полу, потерять одежду или загореться.
В общих саунах с большим количеством людей драки и споры были редкостью. Само пространство не располагало возможностями для наведения порядка. А если кто-то шумел, его легко могли вывести из хаммама, пока он не успокоится.
Еще один моральный запрет, который всегда соблюдался в банях, касался поцелуев. Снимая одежду, люди символически утрачивали строгую социальную иерархию. Таким образом, хвастаться богатством, выставлять напоказ высокий социальный статус или дразнить других в бане было совершенно неприемлемо.
Колдовать и гадать
В отличие от частных деревенских бань, общественные бани не подходили для проведения магических ритуалов. А ночью двери этих торговых лавок обычно запирались, что затрудняло вход магам.
Традиционное гадание для девочек также было запрещено. В энциклопедии обычаев и обрядов, составленной Л.И. Брудной, О.Л. Дмитриевой и З.М. Гуревич (СПб., 1996), описаны возмутительные методы, к которым прибегали смелые девушки, желавшие узнать свою судьбу.
Красивая деревенская девушка подошла в темноте к общественной бане, открыла дверь и просунула туда свою нижнюю часть. Ее внутренний дух поглаживал ее обнаженные части тела. Если девушка чувствовала волосатую руку, это означало богатого жениха; если прикосновение было грубым, это означало мужа с трудным характером.
Обычно этим гаданием пользовались местные юноши, которые хотели потрогать девушек и прятались в сауне перед началом. Представьте, что все это происходило у входа в большие бани, куда постоянно бегали гости.
Принимать роды
Роды в больших банях также были запрещены. Городские акушерки обычно работали на дому, в отличие от деревенских акушерок, которые обычно помогали женщинам рожать в хаммаме.
В некоторых регионах России новорожденных детей купали ежедневно в течение первой недели жизни. Об этом пишут С.В. Романовская, С.А. Куковякин и Н.Д. Куковякина, научный сотрудник Кировского государственного медицинского университета, в статье «Методы и средства народной медицины, применявшиеся для лечения детей в Вятской области в конце XIX — начале XX века». Бюллетень (№ 2, 2015).
Помощь акушерок не ограничивалась омовением тел женщин и детей во время родов и схваток. «Акушерки должны уходить после трех ванн, — утверждает автор, — чтобы роженицы, даже в послеродовой период, находились под наблюдением и могли обратиться за помощью в случае необходимости».
Торговцы не закрывали бани для посещения роженицами, так как в городе была больница для этих целей. В качестве альтернативы можно пригласить на дом опытную акушерку.

