«Об участии верных в Евхаристии». Краткий обзор
2 и 3 февраля Московский Архиерейский Собор утвердил документ об участии верующих в Евхаристии. Этот документ, несомненно, является одним из самых важных церковных постановлений последних лет. Она затрагивает важнейшее содержание духовной жизни, касается всех без исключения членов Церкви и окажет значительное влияние на дальнейшее формирование современной церковной жизни. Советская эпоха оставила в наследство множество проблем, в том числе и то, что организация евхаристической жизни Церкви не всегда была адекватной. В данном документе представлены эти проблемы и их решения. Даются ответы на самые важные вопросы, возникающие в контексте конфессиональной практики и мирянских общин в условиях современной жизни.


Читателям сайта журнала Thomas предлагается обзор основных положений текста.
Он начинается с позиции, которая задает тон всему тексту в целом.
В первой части текста описываются различные практики домашнего и монашеского причащения в древней церкви. Согласно Василию Великому, некоторые причащались четыре раза в неделю, а другие, как говорит святой Иоанн Златоуст, причащались только один или два раза в год во время Великого поста.
В тексте также упоминаются различные периоды поста перед причастием, от недели до одного дня в особых случаях.
В тексте говорится о широко распространенной в XIX и начале XX века практике, когда миряне причащались четыре раза в год во время длительных постов, и приводятся свидетельства Отцов Церкви и новомучеников, призывающие к более частому причащению мирян (еженедельно или чаще).
Вторая часть документа касается времени Великого поста перед причастием.
В тексте упоминается о существовании двух параллельных традиций. Те, кто причащается несколько раз в год, постятся три дня перед принятием таинства, а те, кто причащается чаще, чем раз в неделю, постятся несколько дней и в день постятся шесть-восемь часов. Практика православной церкви.
Авторы этого документа напоминают нам о необходимости соблюдения евхаристического поста в день причастия. После полуночи и до принятия Святого Причастия взрослые и дети старше семи лет не должны пить воду и принимать пищу. В тексте говорится, что маленькие дети, «лица, страдающие тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями (например, диабетом), в том числе не принимающие лекарств или пищи, а также умирающие», беременные и кормящие женщины не могут соблюдать евхаристический пост.
Евхаристический пост также включает в себя воздержание от курения в ночь перед причастием.
В нем говорится, что необходимо читать посвящение к причастию, которое состоит из «правил к Спасителю, Богородице, ангелам-хранителям и других молитв». Молитвенный обряд может быть изменен по благословению духовника и должен учитывать возраст, профессию и степень воцерковленности мирянина, готовящегося к причастию.
Перед причастием миряне должны посетить вечернюю службу и не опаздывать на литургию. Лица с ограниченными возможностями и лица с маленькими детьми не имеют права на участие в программе.
Документ строго запрещает существовавшую в советское время практику, когда мирянам не разрешалось причащаться в праздники Святой Пасхи, Рождества, Богоявления, Дня матери и Радницы.
Третий раздел документа посвящен таинству покаяния и его связи с Евхаристией.


В особых случаях (например, на Страстной неделе или в Великий пост) духовник может разрешить прихожанам причащаться несколько раз в неделю без посещения исповеди. В этом случае исповедующийся может предложить исповедь священнику, если это необходимо.
Прихожанам также рекомендуется исповедоваться во время всенощного бдения или перед утренней Божественной литургией. Это гарантирует, что исповедник не будет лишен присутствия молитвы на Божественной литургии.
Он запрещает верующим причащаться в состоянии «горечи, гнева, серьезного неисповеданного греха или невысказанного недовольства».
Священник не может отлучать мирянина от церкви более чем на один год без благословения епископа.
Текст также подтверждает традицию не разрешать пить во время менструации и сразу после родов, но специально определяет особые случаи.
Еще один, пятый раздел документа посвящен общему сообществу людей, живущих в одиночных браках.
Документ допускает общение тех, кто венчался в ЗАГСе и до начала добросовестной церковной жизни, но священник должен напомнить им об их желании провести церковное венчание.
Согласно Правилам, христиане, состоящие в незарегистрированном браке, не допускаются к причастию, но в исключительных случаях священник может разрешить причащаться людям, которые долгое время состоят в браке, часто с детьми, и понимают свою греховность. Однако они не могут дать разрешение на принятие таинств из-за возражений другого супруга.
Раздел VI в конце документа посвящен исповеди и причастию маленьких детей.
Отцам и матерям рекомендуется причащать своих детей, так как в документе говорится, что отношение ребенка к таинствам зависит от примера родителей.
Дети в возрасте от семи до десяти лет начинают изучать исповедь, но могут причащаться и без нее. Однако духовенство и родители должны вместе решить вопрос о частоте причащения детей.
Младенцам до трех лет не нужно поститься перед Евхаристией. Дети в возрасте от трех до семи лет должны постепенно приучаться к причастию натощак.
Правила для детской молитвы выбираются родителями и духовниками «в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка».
