«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?


Архимандрит Савва (Тутунов). Фото предоставлено сайтом ekaterinburg-eparhia.ru.
На заседании Священного Синода в Екатеринбурге было утверждено «Служение об умирающих младенцах, не принявших благодать Святого Крещения». Архимандрит Савва (Тутунов), заместитель Управляющего делами Московской Патриархии и член Синодальной библейско-богословской комиссии, ответил на вопросы о новых церковных стандартах на сайте «Милосердие.ru».
— Правильно ли говорить, что Церковь «разрешала хоронить некрещеных младенцев»? Что на самом деле говорит функция и что она означает?
— Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешала погребение некрещеных младенцев». Похороны являются особыми службами и содержат тексты, которые говорят об умершем человеке в Церкви. Погребальный текст, в частности, также содержит молитву к Богу, в которой его просят принять умершего в свое царство, поскольку он был членом Церкви. Кроме того, мы знаем слова Спасителя: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Процедура, принятая на церковном собрании 14 июля, касается, прежде всего, утешения родителей умершего младенца. Последовательность также включает в себя различные просьбы к Богу относительно посмертной судьбы умершего ребенка.
Это просьба Последовательности молитвы (включена в Последовательность молитвы — ред. Молитва: ‘Помолимся Господу, чтобы он принял умершего ребенка без осуждения и милости и даровал ему будущую жизнь’, из фразы Соединительная молитва: ‘Что касается детей, рожденных от них и не крещенных в Святом Крещении, то да дарует вам это ваша благость’ и ссылка на прощение грехов: ‘ Христос по Своей благости творит благодеяния для него, младенца, не крещенного святым крещением, умершего в лоне Авраамовом».
В этом случае, вопреки вышеупомянутым словам Спасителя, оно было истолковано как относящееся к вхождению в Царство Божье. Однако в цитируемом отрывке из посвящения нам говорят пожелать удачи умершему ребенку, не предсказывая, какой она будет.
В частности, выражение «грудь Авраама» используется Спасителем в притче о богаче и Лазаре для описания благой судьбы в грядущем мире. Воскресение, т.е. до того, как Спаситель откроет двери Рая.
Другими словами, последовательность подчеркивает, что мы не знаем, какую судьбу уготовил Бог младенцу, умершему без крещения, но надеемся, что эта судьба будет хорошей.
Когда несколько лет назад этот вопрос обсуждался на Межсимволистском совете, в выводах компетентного комитета подчеркивалось, что ‘Утроба, не совершайте отпевания или панихиды в церкви во время Божественной литургии.
Однако тот факт, что некрещеный младенец не совершил личного греха и не имел возможности сделать нравственный выбор, отличает его от других умерших, которые не были крещены.
— Только новорожденные (до какого возраста?) Можно ли отследить смерть всех детей в возрасте до 7 лет? Имеет ли это смысл в случае выкидышей?
— Судя по названию и смыслу, посвящение относится к ребенку, умершему в утробе матери или вскоре после рождения.
— Как сейчас должны вести себя родители, переживающие такое горе? Можно ли отнести умершего младенца или ребенка в церковь для погребения или вызвать священника на кладбище?
— В отличие от похоронной процессии, эта процессия не предусматривает внесение гроба в церковь или другие подобные действия. Ведь принесение гроба в церковь — это, в некотором смысле, последний визит в церковь умершего прихожанина — человека, который был крещен. Гроб ставят в церкви так, чтобы покойный стоял лицом к открытым царским вратам, которые символизируют ожидание Царства Божьего.


Несение гроба в храм с некрещеными людьми, включая младенцев, не совсем соответствует этой духовной символике.
Церемония может проходить в храме без представления гроба перед родителями или другими родственниками, либо на кладбище во время погребения.
— Кто может требовать такого соблюдения — родители, другие родственники или кто-то еще?
-Во-первых, ваши родители. Однако в этой последовательности также говорится об утешении скорбящих родственников. Поэтому подать заявку может каждый, кто нуждается в утешении в связи со смертью младенца.
— Если ребенок исповедует другую религию или проходит обряд в месте, где крещение не признается действительным (украинские диссиденты, еретики), можно ли его совершить?
— Опять же, обратите внимание, что большая часть освящения посвящена утешению родителей и родственников. Если младенцам разрешено переходить в другую религию, почему они ищут утешения в Православной Церкви? Это своего рода духовное всемогущество.
Вместо этого им следует начать с покаяния и обращения в православную церковь. Однако, если это связано с тем, что родители принадлежат к другой религии или конфессии, это может быть решено решением епископа.
Ситуация в Украине особая и требует официального объяснения со стороны иерархии Украинской православной церкви.
— Можно ли держать свечу за умершего младенца, который не был крещен? Если да, то зависит ли эта возможность от того, был ли совершен этот обряд? Могут ли их имена быть указаны в записке?
-Свечи — это, во-первых, форма жертвоприношения и, во-вторых, внешнее выражение наших молитв. Можно и нужно сделать подношение за умершего (в храм или нищему) и пожелать ему удачи. С другой стороны, так называемые записки призывают поминать членов Церкви во время хиротонии, то есть в связи с совершением Евхаристии, Таинства Церкви. Здесь упоминаются только крещеные люди.
— Могу ли я попросить Церковь совершить хиротонию над ребенком, который умер много лет назад?
— Почему бы и нет; если родители или другие родственники все еще нуждаются в утешении через молитву.
— Может ли эта услуга быть оказана младенцам, убитым в результате аборта?
— Младенец, убитый абортом, ничем не отличается от любого другого «мертвого младенца, не получившего благодать Святого Крещения».
Однако, дай Бог, чтобы постановление, принятое Священным Синодом, не было воспринято в духе «я сделаю аборт, но Церковь все равно будет молиться».
Тяжкий грех аборта требует, прежде всего, покаяния родителей, решивших убить своего ребенка. Неясно, уместен ли здесь определенный порядок, поскольку многие молитвы призваны утешить родителей, потерявших младенца по какой-либо причине. Скорее, здесь необходимо служение покаяния. Возможно, добавить просьбу младенца, упомянутую ранее.

