Любочестие
Ликофилия (от греч. philotimia — согласно словарю Даля и более современному словарю Ефремовой, «ликофилия» используется для описания стремления человека достичь высокого положения в обществе, его любви к почестям и желания получить Это устаревший термин. их, в переносном смысле — желание славы. Аналогичное определение этого понятия можно найти в Полном церковнославянском словаре пастора Григория Дьяченко.1 Синонимами «преимущества» с точки зрения вышеуказанного словаря являются «честолюбие» «тщеславие» и «слава», а также, как сказано в церковнославянском словаре пастора Г. Дьяченко, «преимущество». ‘ может означать честолюбие, честь или оказание чести.

Противоположное значение имеет использование термина «любовь» в трудах святого Паисия Святогорца, означающее «любовь смиренного человека».
Любочестие как грех
Благочестие как синоним таких понятий, как «честолюбие», «милосердие» и «тщеславие», рассматривается в православной традиции как проявление страстей греха и гордыни. В частности, святитель Филарет (Дроздов) в своей проповеди на праздник славных и святых апостолов Петра и Павла говорит: ? ?» «2 2 Эти слова противопоставляют благочестие любви к критике как форме душевной природы, которая характерна для многих аскетов, связанных с монашескими практиками. Славное Царство Божье (Царство святых).
Любочестие у Паисия Святогорца и проблема интерпретации понятия
Проблема интерпретации понятия в современной православной журналистике связана с относительным контрастом между старым значением слова «благочестие» и его содержанием в трудах старца Паисия Святогорца.

Несмотря на то, что термин «безбрачие» в Полном церковнославянском словаре пастора Григориса Дьяченко определяется как честолюбие, тщеславие, он имеет и второе значение — чтить, воздавать почести. Так, прилагательное «возлюбленный» в лексиконе Григория Первосвятителя определяется как «тот, кто любит воздавать почести по своему достоинству».3 Термин «возлюбленный» в церковнославянском лексиконе определяется как «тот, кто любит воздавать почести по своему достоинству». 3 В подтверждение этого автор ссылается на использование прилагательного в этом смысле в речи святого Иоанна Златоуста в Пасхальное воскресенье. 4 Другое прилагательное имеет то же качество — прилагательное «любовь к чести». Другое прилагательное, также из той же этимологии, в словаре «похотливый» определяется как «тот, кто любит вознаграждать». Наречие «любовно», означающее «щедро» и «ревностно», также было передано архиепископом Григорием.
После публикации на русском языке книги преподобного Паисия (Езнепида) Святогорца слово «красота» стало употребляться чаще, а не как синоним тщеславия или раболепия. Так, в пятом томе второй главы «Рассуждений старца Паисия» под названием «Благочестие — любовь великой благодарности» приводятся следующие слова Иродиана: «Красота мира — это любовь к миру. И смирение. это чистая любовь смиренного человека. Он не ищет себя во всем, что делает. Его сердце полно духовной утонченности, восприимчивости и признательности к Богу и божественной форме — человеку. Благочестивые люди, они внутренне смиряются с благодарностью Богу и выражают ее духовно всеми возможными способами как дети Божьи. Они принимают испытания с радостью, потому что живут в царстве небесной хвалы. Они славят Бога за них и за их благословения. Это самые благочестивые люди в мире, и они всегда получают Божье благословение. Благочестивые люди — это благородные души. Они глубоко чувствуют то малое добро, которое им дают другие, и стараются отплатить за него всем, что у них есть. Они чувствуют, что этого недостаточно. Они никогда не забывают о сделанном ими добре. 5 Это определение полностью противоречит классическому пониманию «благочестия» как синонима «тщеславия» или «честолюбия». Старец Паисий использует похожее современное греческое слово «philotimos», чтобы объяснить свою интерпретацию этого понятия, подчеркивая, что благочестие — это христианская добродетель (сочетание смирения и доброты в ответ на благодарность) и дар Божий6 . Таким образом, налицо прецедент двойного понимания одного и того же понятия моральной природы. Поэтому для того, чтобы правильно интерпретировать термин «благочестие», встречающийся в православной духовной литературе, необходимо обратить внимание на контекст.
ПРИМЕЧАНИЯ.
6 Старец Паисий Святогорец. за глубочайший смысл жизни // Слова. Том II: Духовное пробуждение
