Церковь объяснила, как заключить и расторгнуть церковный брак
Проект документа «О церковном браке» был размещен на сайте Московского Патриархата. Он содержит перечень рекомендаций по заключению и прекращению церковных браков и предназначен для обсуждения.


Сегодня каждый третий гражданский брак, заключенный в нашей стране, расторгается. Однако концепция «церковного брака» признается как признак повышения безопасности. Реальность и здесь может преподнести всевозможные сюрпризы, но опять же церковный брак — через таинство венчания — подразумевает гораздо более серьезное отношение к брачным союзам. А венчаться и разводиться в церковном браке гораздо сложнее.
Проект «Церковный брак» содержит ряд интересных и важных пояснений. Важное объяснение связано с тем, что многие приверженцы благочестия называют браки, которые не являются венчанными, но являются законными по гражданскому законодательству, «развратными». Супруги, находящиеся в таких браках десятилетиями, практически заявляют, что не имеют права связывать себя «проституцией». В плане четко указано, что такие браки не считаются «греховным сожительством» и супруги не отлучаются от таинств Православной Церкви. Однако такие семьи требуют «особого внимания», и все, что касается праведного брака, должно быть им объяснено.
Так называемые гражданские браки, которые уже давно популярны среди молодежи, не освящаются венчанием. Незарегистрированные» люди вступают в брак только в особых случаях.
Браки с нехристианами запрещены. Возможны браки с христианами других конфессий — католиками, протестантами, членами Древневосточной церкви (Армянская апостольская церковь, Эфиопская православная церковь, коптская и сиро-яковитская общины). Православные церкви и их дети воспитываются в православной вере.
Из посланий Святого Павла уже известно, что брак, заключенный с человеком другой веры, не может быть расторгнут. Если у брата есть прелюбодейная жена, и она согласна жить с ним, он не должен оставлять ее. И если у женщины неверный муж, и он согласен жить с ней, она не должна оставлять его», — писал Павел. Существует «пасторская снисходительность» по отношению к тем, кто состоит в таких браках.
Церковные браки сложнее расторгнуть, чем светские. Для этого есть очень веские причины. ‘отступничество одного из супругов от православия’, ‘прелюбодеяние одного из супругов’, ‘злонамеренное оставление одного из супругов другим’, ‘проказа, сифилис, СПИД, хронический алкоголизм или наркомания одного из супругов’. Основанием для развода может служить аборт, сделанный женой против возражений мужа, или, наоборот, принуждение жены к аборту.


Епархиальный епископ принимает решение о разводе. Он также выдает свидетельство о том, что церковный брак расторгнут, и разрешает невинному человеку вступить во второй и третий брак. Наличие решения светских властей о расторжении браков, отмечает автор документа, «не отменяет» необходимости церковных властей в «независимом суждении и собственном решении» относительно того, что произошло, согласно Библии. И церковные правила.
-На мой взгляд, самое главное сегодня — не регламентировать причины разрешения или запрета на брак или развод, — прокомментировал «РГ» проект «Энциклопедия православия» член Межсоборной комиссии по церковному праву, руководитель Центра церковной науки Сергей Кравец. -Мы не живем в ситуации императорской России, когда церковные решения о браке сопровождаются очень серьезными юридическими последствиями, касающимися наследования, статуса детей и статуса разведенных. В настоящее время таких последствий нет. Поэтому сегодня гораздо важнее попытаться изменить существующую тенденцию превращения брака во временное сожительство.
По мнению Сергея Кравеца, самой главной проблемой сегодня является психологическая неготовность к браку, особенно среди молодежи и тех, кто вступает в брак впервые. ‘Исследования показывают, что количество разводов по этой причине выше, чем по причине алкоголизма или домашнего насилия. ‘Браки, распавшиеся в раннем возрасте (как это часто бывает сегодня), терпят крах, потому что люди не готовы к браку. Такое отсутствие подготовки способствует Легкомысленное отношение к браку — люди не воспринимают его как пожизненное или многолетнее обязательство. Это пробный брак. Давайте попробуем сделать это следующим образом.
Подчеркивает идею о том, что брак может меняться много раз. Не говоря уже о том, что решения о браке и сегодня принимаются из соображений комфорта и удобства. Все чаще причиной расторжения брака становится обнаружение коммерческих намерений в браке, тогда как раньше такого не было. Брак одного супруга. Брак, один из традиционных институтов, который дает человеку наибольшую стабильность, находится под угрозой. И причина кроется в нас самих. Прежде всего, это доминирующая психология комфорта и потребления.
Брак в таких случаях может быть одним из признаков чахотки. По словам Сергея Кравеца, девушки охотно выходят замуж ради престижа, парни ожидают, что брак изменит их условия жизни, и все идет не так.
Церковные браки, с другой стороны, требуют подготовки. Если мы сможем подготовить настоящее сердце к этому таинству до свадьбы, если священник сможет серьезно поговорить об этом, это будет очень важно». Он считает, что нам необходимо сосредоточиться на долгосрочной реальной психологической подготовке к браку.
Чтобы быть счастливым в браке, говорит Папа Франциск, нужно быть внимательным к тому, что вы говорите и делаете. Общение должно включать в себя «Можно?». ‘, «спасибо» и «извините». Это ключ к созданию крепких семей. Эти простые слова легко произнести, но трудно научиться использовать их последовательно. Однако если их игнорировать, то отсутствие этих фраз может пошатнуть устои семьи и привести к ее распаду. Когда эти слова произносятся от сердца, от души, а не формально, в семье воцаряется любовь и укрепляется семья Зои .
