Когда бывает причастие в церкви


Разнообразие практики
Проект документа Собора «О подготовке к причастию» обобщает и отражает практику Русской православной церкви. А как происходит подготовка к причастию в других поместных церквях? Об этом рассказывает архиепископ Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.
Изучение условий подготовки к причастию и присоединения к другим поместным православным церквям показывает, что эти условия не одинаковы. В каждой поместной церкви существует своя практика.
В Греческой православной церкви частота причащения мирян варьируется в широких пределах. В Греции есть много мирян, которые причащаются один, два, три или четыре раза в год. В таких случаях священнослужители рекомендуют здоровым людям поститься неделю, больным — три дня, а тяжелобольным — один день. Подобные указания можно найти во многих популярных брошюрах греческой церкви. В этом случае здоровых людей просят соблюдать строгий пост без масла и есть только овощи и морепродукты. Рыба не считается постной пищей. Что касается супружеских контактов, то Греческий благочестивый секретариат рекомендует воздерживаться от них за два дня до и один день после причастия.
С другой стороны, от тех, кто старается часто причащаться (к чему призывают мирян наиболее выдающиеся греческие священнослужители), не требуется соблюдать какой-либо пост, кроме общего, установленного Церковью для всех. Например, в своей книге «Когда и как причащаться», изданной в Афинах в 2000 году, архимандрит Даниил Аеракис пишет: «Церковь установила следующие правила для поста. . Мы не постимся, потому что собираемся причащаться, и не причащаемся, потому что постились». Другой греческий богослов, Димитриос Панагопулос, пишет Сам Спаситель вошел в нас через причастие. Иначе Он сообщил бы тайну ученикам не на Вечере, а до и после Великого поста.
Практика греческой церкви сильно отличается от принятой нами практики в отношении исповеди. В греческой церкви, как правило, для исповеди выделяется особый день недели. Во время службы нет исповеди, и редко можно найти исповедь на предыдущей ночной службе. Поскольку Евхаристия и таинство покаяния отделены друг от друга, в греческих монастырях нередко можно увидеть паломников, прибывающих в воскресенье утром для причастия и всего Они исповедуются у своих священников и исповедуются там. Исповедь и причастие могут быть разделены периодами от нескольких дней до недель и даже месяцев. Последнее считается обычной практикой в монастырях, где часто происходит откровение помыслов старцу или старцам, дающим благословение на причастие.
Однако, к сожалению, как отмечают греческие писатели, в отношении мирян такая практика исповеди приводит к тому, что многие люди приходят к причастию, не исповедуясь вообще, не только во время Великого банкета (иногда люди никогда в жизни не исповедовались) или в течение длительного времени. . В таких случаях некоторые священники спрашивают о благословении причастия непосредственно перед чашей, но многих людей это смущает. В той же книге архимандрита Даниила Аеракиса говорится, что Он переходит к подготовке к причастию — нет необходимости исповедоваться перед каждым служением причастия». .


Рекомендуемый Греческой Церковью канон молитвы для причастия построен в таком же порядке, как и наш: канон и молитва. Канон покаяния, правило Богородице и Ангелу-хранителю считаются частью монашеского правила и не включены в рекомендации для мирян.
В Сербской православной церкви практика подготовки к причастию совершенно иная. В епархиях и приходах, где преобладает греческая традиция, мирянам обычно не нужно исповедоваться накануне каждой службы причастия, и, как правило, они часто причащаются у своего собственного духовника. Во время длительного Великого поста принято причащаться каждое воскресенье. Молитвенные правила в этих случаях в основном ограничиваются молитвой к причастию. Некоторые священнослужители, больше ориентирующиеся на русскую традицию, рекомендуют прихожанам исповедоваться два или три раза перед каждой службой причастия, в большинстве случаев во время поста. Вне Великого поста эти священники не запрещают причащаться, но и не рекомендуют. Они также рекомендуют произносить все правило причастия.
Судя по статьям, опубликованным в болгарских духовных журналах, практика Церкви в Болгарии находится в процессе изменения. Во многих местах большинство общин редко причащаются. В болгарских церквях нередко можно увидеть, как священник указывает на потир со словами «страх Божий и вера приидите», а затем быстро разворачивается и возвращает его на престол. Когда причастие совершается после окончания литургии, после проповеди и раздачи антигифта. Большинство общин предпочитают причащаться во время длительного поста. В других случаях исповедники также рекомендуют причащаться после трехдневного поста. В настоящее время, однако, происходит процесс литургического возрождения, и статьи о частом причащении все чаще публикуются в духовных журналах. Есть признаки того, что число причащающихся растет, и в результате многие священнослужители идут им навстречу и смягчают условия причастия.
О практике православной церкви в Америке. Позиция, отраженная в объяснении отца Александра Шмемана «Исповедь и причастие», представленном Священному Синоду Православной Церкви в Америке в 1972 году, официально одобренном духовенством и признанном в качестве надлежащего руководства для духовенства и мирян, не является действующим правилом. Большой палец. В то время отец Александр писал В этом случае вопрос о покаянии и взаимосвязи между ритмом покаяния и ритмом жизни общества остается на усмотрение пастора, который должен следить за тем, чтобы покаяние совершалось регулярно, не реже одного раза в месяц.
На официальном сайте Православной Церкви в Америке есть раздел «Вопросы и ответы», который можно рассматривать как выражающий в некоторой степени официальную позицию Церкви. Он гласит: «Православный христианин, который был должным образом подготовлен молитвой, постом, покаянием и размышлением о своей жизни, может принимать Святое Причастие всякий раз, когда совершается Божественная Литургия. Конечно, это нужно обсудить с вашим духовным отцом и обсудить с ним. Вопрос о том, как должны быть связаны тайный обряд исповеди и подготовка к причастию.
Что касается поста, то говорится, что те, кто причащается один или два раза в год, должны поститься неделю или три дня. С другой стороны, для часто причащающихся, например, каждую неделю, если они соблюдают установленный Церковью пост.
Данная публикация основана на докладе архиепископа Николая Балашова на Круглом столе «Подготовка к причастию: исторический и современный подходы» (27 декабря 2006 года, Москва).

