Великопостное чтение Евангелия


Откуда пошла традиция Великим Постом читать Евангелие на часах?
Евангелие — нет более ценной книги для христиан. Написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом, эти четыре книги описывают жизнь, учение, смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. В священной литургии Православной Церкви Евангельские чтения занимают особое место. Евангелия литургии, обычно богато украшенные, всегда находятся на престоле и лишь изредка выходят для чтения верующими. Чтение Евангелия всегда происходит на вершине литургического смысла. Литургия — это главное место, где читается Евангелие. Для облегчения понимания литургия обычно делится на три части. Вторая часть начинается с восклицания священника «Благословенно Царство Отца, Сына и Святого Духа» и заканчивается покоем Крестителя. ‘Ушедшие, упомянутые’ называется Литургией катехизатора или Литургией Слова. В древней Церкви эта часть литургии предназначалась для кающихся и некрещеных, но для тех, кому предстояло креститься (катехуменов). Кульминацией этой части литургии было чтение Нового Завета (Апостолов и Евангелия). Эти чтения и последующая проповедь созидают как аудиторию церкви, так и тех, кто готовится войти в нее. Евангелие читается как на вечернем воскресном богослужении, так и на литургии праздника Евхаристии. Евангельские чтения на вечерне могут быть необычными. Вспомните последовательность чтения 12 Евангелий, которое обычно происходит вечером в Страстной четверг. Однако есть и такие случаи, когда Евангелия читаются в менее значимой последовательности, а затем евангельское чтение ставит эти последовательности в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться на вечерних сеансах, но это редчайший случай. Это вечерние уроки первого дня Пасхи и Великой Пятидесятницы. Конечно, это особенные дни, и к ним применяются исключительные правила работы.
Есть еще более примечательный случай чтения Евангелия на часах. Хотя часы — это очень скромная служба, три раза в год в Русской Церкви совершается особая служба, называемая Царскими часами. Эти необычные часы отмечаются в канун Рождества и Богоявления, а также в день Святой Пятидесятницы. Однако церковные уставы, называющие их Царскими Сторожами, предусматривают, что они должны отмечаться накануне важнейших праздничных дней. Евангелия также читаются в течение первых трех дней Страстной недели.

Современные верующие не всегда могут посещать богослужения Великого поста. Если мы ходим в церковь только в основные дни Великого поста, становится трудно почувствовать постный характер литургии, которая передает нам дух Великого поста. Службы выходного дня, по крайней мере, ничем не отличаются от обычных служб. Однако посещение богослужений в будние дни может быть немного запутанным, поскольку Евангелие не читается во время службы. Да, специальные ветхозаветные чтения из Бытия, Премудрости Соломона и Исайи читаются во время вечернего богослужения и шестого часа. Однако, по крайней мере, в течение первых нескольких недель Великого поста, регулярных евангельских чтений нет. Он имеет особое духовное значение. Великий пост — это не время для обычной человеческой радости в земных делах. Постясь, мы отказываемся от мяса и развлечений и готовимся к праздничному пиру, Святой Пасхе. Это напрямую связано с чтением Евангелий. Евангелие — это необходимая радость, благая весть, поскольку названия этих книг переведены на русский язык. И Церковь мудро решила, что Евангелие и полное литургическое исполнение может происходить только по субботам и воскресеньям во время Великого поста. Тем не менее, мы начинаем слушать Евангелие в будние дни Великого поста. В разных церквях это происходит по-разному. В некоторых церквях служба начинается только на шестой неделе Великого поста, в других — по средам и пятницам на второй неделе поста, в третьих — Евангелие проповедуется на протяжении всего Великого поста.
Стандарты предусматривают, что все четыре Евангелия читаются в понедельник, вторник и среду Страстной недели (Евангелие от Иоанна не читается до конца). Эта традиция зародилась в 11 веке и постепенно распространилась по всему православному миру. Из-за своего сильного визуального характера Страстная неделя значительно отличается от литургий в другие дни церковного календаря. Каждая литургия знаменует собой событие в истории Страстей Господних. Например, на мессе Святого четверга изображается Тайная вечеря, вечерние главы двенадцати Евангелий, бдение Страстной пятницы, ночь и утро Страстей и Распятия, а также вечерние евангельские чтения Страстного понедельника и Страстного вторника. Проповедь Христа на Елеонской горе — первые три дня Страстной недели — остались без конкретной символики. Поскольку из Евангелия известно, что в эти три дня Господь учил в Иерусалимском храме во второй половине дня, чтение Евангелия священником (представляющим, таким образом, Самого Христа) было выбрано как напоминание об этих событиях (понедельник, вторник и среда в течение всего длинного дня в храме (Иерусалимском храме), поскольку слова Христа Христос) (для этого читается все Евангелие).
В отличие от Полуночного или Вечернего Евангелия, где тот или иной авторитет говорит о конкретном событии Страстной недели, содержание временных чтений не имеет значения. Традиция чтения Евангелия в первые три дня Страстной недели исторически сложилась относительно поздно, но в сознании людей она стала обязательным элементом, и в ней произошли некоторые изменения. Хотя необходимо описать проповедь Христа в храме, обязательно нужно прочитать все Евангелие от начала до конца. Поскольку в первые три дня Страстной недели это сделать трудно, так как приходится много времени проводить в церкви (а ведь именно такова была идея тех, кто ввел эту практику: с утра до вечера представлять проповедь Христа), чтобы как можно более буквально представлять церковь), многие люди использовали постную в течение двухнедельного периода и начать читать Евангелия перед Страстной неделей. Эта практика широко распространена в России и сегодня. Но, конечно, чтение Евангелия вне Страстной недели, согласно Правилам, придает особую торжественность ежедневным службам во время Великого поста. Тем не менее, лучшим вариантом сокращения, занимающим исключительное место в богослужениях Страстной недели, является практика чтения одного Евангелия от Иоанна Богослова. Это практикуется в некоторых семинариях Русской православной церкви.

