О причащении у инославных.
Решение, принятое Евангелическо-лютеранской церковью относительно принятия причастия инославными христианами, обсуждалось на Осеннем дне лютеранского духовенства в Северной Карелии 14 ноября. Как повторил архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев, православные христиане не могут причащаться в неправославных церквях, но сохраняют общение со своей собственной церковью.

На встречу были приглашены священнослужители из Иромантси и Йоэнсуу. Встреча прошла в атмосфере открытого диалога, характерного для экуменического сотрудничества в Северной Карелии. Епископ Яри Йорконен из епархии Куопио прокомментировал решение Евангелическо-лютеранской церкви.
Представленные точки зрения.
Решение, которое является обязательным для духовенства Лютеранской церкви, предусматривает необходимость заранее информировать тех, кто желает принять причастие. Решение о разрешении причащаться в Лютеранской церкви не распространяется на членов деноминаций, в которых Евхаристия рассматривается только как «поминальная трапеза». Православные христиане подчиняются этому решению, но озабоченность нашей Церкви по этому вопросу была принята во внимание.
Это решение относится и к православным христианам. Это связано с тем, что православные, живущие в смешанных браках, по этому решению имеют право причащаться в лютеранской церкви. Многие члены нашей церкви живут в смешанных браках, где один из супругов — лютеранин.
Принимая причастие, верующий действительно становится единым с Христом, что укрепляет его в духовной жизни. Согласно учению нашей Церкви о Евхаристии, Евхаристии, Церкви и священстве, православные христиане не могут причащаться в неправославных церквях. Деяния 2:42). Поддержание этого единства — одна из главных задач Православной Церкви.
Не существует единого учения или согласия в понимании Евхаристии. С православной точки зрения, это требует православного решения всемирного собора.
С точки зрения экуменического сотрудничества, было бы правильно вернуться к прежней деликатной практике, уважая мнение Экуменического совета Финляндии. Это не путь к нему.
Собрание было полным, и местное лютеранское духовенство с пониманием отнеслось к нашим проблемам. На встрече сложилось впечатление, что многие лютеранские пасторы в Северной Карелии готовы вернуться к прежней практике в отношении евхаристического учения нашей церкви.
О причинах решения и проблемах.
Согласно решению Евангелическо-лютеранской церкви, те, кто время от времени принимает лютеранское причастие, не становятся лютеранами. Однако есть надежда, что если это общение станет постоянным, то оно приведет к официальному присоединению к Лютеранской церкви. По мнению авторов документа, эта надежда не распространяется на экуменические семьи. На службу приглашаются экуменические посетители.
Согласно решению Евангелическо-лютеранской церкви, причащающиеся должны иметь разрешение на причастие в своей собственной церкви. Причащающийся должен принять лютеранское понимание литургии и доктрины. «То есть, считать общение Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии по существу истинным».
Его Высокопреосвященство архиепископ Лев неоднократно заявлял, что православные христиане не могут причащаться в неправославных церквях. Причащение в неправославной церкви и исповедание неправославных доктрин считается изменой Православной Церкви и ведет к отлучению.
Опасность заключается в том, что лютеранское причастие исключено из причастия в обеих церквях. Это связано с тем, что лютеранские церкви рассматривают православное причастие как условие для того, чтобы не препятствовать их причастию в своих церквях. Это решение может поставить православные церкви в сложное положение.
Если православные признают истинность неправославных доктрин, можно попытаться перейти в лютеранство. Согласно директиве Экуменического совета Финляндии, Церковь не должна стремиться своей деятельностью «ослабить или разорвать связь между человеком и его Церковью».


Православная церковь не согласилась с вышеупомянутым решением Евангелическо-лютеранской церкви в Финляндии относительно сфер ее регулярной ответственности и причин этого. Православная и Лютеранская церкви имеют общие позиции по многим вопросам, но в то же время признают, что между ними нет общения из-за серьезных доктринальных различий в понимании Евхаристии.
Вопрос о природе Евхаристии глубоко укоренен в основах веры, жизни и идентичности Церкви и не может быть решен простым изменением практики. Причастие предполагает общее учение о Евхаристии, как указывает документ Критского собора.
Мы обеспокоены тем, что это решение серьезно подорвет национальные и международные экуменические контакты, сотрудничество и устремления в Финляндии.
Призыв к единству со своей Церковью
Какой совет могут дать священники своим прихожанам в сложившейся ситуации? По крайней мере, быть православным и непоколебимым в вере и любви — это благословенный и необходимый дар в наше постоянно меняющееся время.
Православные христиане призваны жить в единстве с Церковью, с благодарностью и уважением друг к другу. Наша Церковь уважает инославных христиан и поэтому не принимает решений, которые затрагивают их обязанности. Мы относимся к себе так же.
Кроме того, обратите внимание, что православная вера подразумевает единство со своими епископами и общение в Евхаристии. Этому учил святой Игнатий Антиохийский (Комм. 20.12). Он призвал верующих поддерживать единство с епископом и быть «соединенными с ним, как струны гитары». Слава Его, Иисуса Христа, среди верующих». «
Вот что происходит, когда каждый выполняет свое призвание: «Каждый из вас должен найти свое место в хоре. Ибо тогда ваши голоса зазвучат в гармонии, и вы вознесете свои голоса к Богу и будете петь единым голосом Отцу в Иисусе Христе. «.
Важно помнить, что православные священники могут смело обращаться за духовным руководством к своим приходским священникам в сомнительных случаях межцерковных контактов. Те, кто вступил в экуменический брак, могут жить мирно с уважением и любовью друг к другу, как и раньше.
Серьезные дебаты начались не из-за межрасовых браков, а из-за решений, в одностороннем порядке применяемых к членам нашей Церкви, противоречащих вере и учению нашей Церкви.
Напомним, что наши церкви молятся о воссоединении всех христиан. Однако то, что единство учения о Евхаристии и причастии не достигнуто, не создает иллюзии, что оно уже достигнуто. Этого можно достичь только совместными усилиями и взаимным уважением.
В православном мире ответственность за принятие таких решений и соглашений лежит на епископах. Священник не может дать разрешение на причастие в неправославной церкви на основании решения Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии.
ТЕКСТ: Преподобный Туомас Ярвелин, глава православного прихода в Йоэнсуу, и преподобный Марко Мякинен

