Как же следует причащаться?
Как следует принимать причастие? Во-первых, это естественно. Итак, кто недостойно ест хлеб сей или пьет из чаши Господней, тот согрешает против Тела и Крови Господней. Пусть человек испытает себя: ешьте хлеб сей и пейте чашу сию. Пейте из греховного провианта для себя, не думая о теле Господа. По этой причине многие из вас слабы и больны, и многие умирают» (1 Кор. 11:27-30). Но что значит быть достойным? Это означает, что необходимо соблюдать следующие правила: поститься три дня, соблюдать вечернюю службу в ночь перед причастием, ничего не есть и не пить после полуночи, читать молитвенное правило перед причастием. Как причаститься Пресвятой Богородицы, Ангела Хранителя, стола для причастия и первого Святого Причастия? Все это верно, но этого недостаточно. Архиепископ Александр Шмеманн заявляет. Перед столом Господним единственное достоинство причащающегося состоит в том, что он понимает и видит всю глубину собственного ничтожества, и в этом заключается принцип спасения.


Когда священник, предлагающий святой хлеб, возглашает: «Свят в святости», Церковь отвечает: «Один святой, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца». Вспомните, что он отвечает: «Аминь». Это означает, что никто не достоин, кроме Самого Христа. Причастие не для осуждения, когда верующие приходят к чаше, осознавая свое недостоинство, болезнь и испорченность, подобно тому, как больной человек приходит к врачу. Верующие причащаются не потому, что они праведны, а потому, что нуждаются в освящении. Когда причащающийся приходит в храм именно в таком состоянии, когда он вовлечен в быструю и формальную исповедь, ему не хватает благодатного осознания собственной испорченности, и он считает, что заслуживает причастия. Конечно, исповедь необходима, когда она может быть единственным препятствием, мешающим не до конца связанному человеку прийти к Святому Граалю, но обязывать обычных прихожан исповедоваться, особенно в Высокие праздники после дней поста, — это ошибка. Тем самым верующие совершили чистосердечное исповедание. Архиепископ Александр Шмеманн пишет по этому поводу: «Исповедание грехов — это вопрос силы Святого Духа прощать. Последнему, конечно, предшествует таинство покаяния, которое представляет собой молитвенную исповедь о прощении грехов и воссоединении с Церковью … Но, повторяю, эта практика естественна и самоочевидна в редких ежегодных случаях… В отличие от причастия священнослужителей, в Церкви возникла теория, что причастие мирян невозможно без таинства покаяния и что исповедь является необходимым условием всегда и во всех случаях. Эта теория, утвердившаяся в основном в Русской Церкви, не только не имеет основания в церковном предании, но и открыто противоречит собственному учению Церкви о тайне причастия и тайне искупления.
Александр Шмеманн, первый пресвитер, утверждал, что С первых веков таинство покаяния было таинством воссоединения отлученных от Церкви. Согласно первоначальной очень строгой дисциплине, разрешалось только одно такое воссоединение. ‘Об этом свидетельствует и подлинная разрешительная молитва: примири его и соедини с Твоей святой Церковью во Христе Иисусе, Господе нашем (в отличие от последней, латинского происхождения и неизвестной на Востоке: властью, в отличие от меня, недостойного священника). Дано мне, дано мне…)». .
Поскольку само причастие совершается для отпущения грехов, Церковь не считает некрещеного человека безгрешным. Вот почему исповедь не делает нас святыми. Единственным условием для принятия причастия является «членство в Церкви, и наоборот, членство в Церкви реализуется и исполняется через причастие к таинствам Церкви».
‘Превращение таинств исповеди и искупления в требование для причастия не только противоречит традиции, но и искажает ее. Она искажает учение Церкви и создает две категории членства в ней. Одним из них являются верующие-миряне. Евхаристия, по сути, отлучает от Евхаристии, самого ее содержания и качества практики, как своего духовного источника. Таинство Церкви грешников всегда преобразуется в Тело Христово безмерной любовью Бога. Наконец, христианское понимание смертоубийства искажено. от приема истинного внутреннего покаяния, которое вдохновляет все молитвы перед причастием. После трех минут исповеди и разрешительной молитвы человек чувствует себя подходящим, достойным и даже безгрешным, чтобы прийти к причастию.

Три фактора способствовали возникновению практики сделать исповедь условием причастия
— Безразличие к церковной жизни, что приводило к редким причастиям.
— Постоянная практика покаяния под руководством более опытного человека (не обязательно священника). Целью таких исповеданий было не достижение общества, а исправление индивидуальной жизни.
— Влияние западного академического и юридического понимания, когда концепция таинства перешла от покаяния к юридическому помилованию через власть священника. Архиепископ Александр Шмеманн описал «первоначальное различие в Церкви между грехами, которые ведут к отлучению от Церкви (и поэтому требуют сакраментального воссоединения с Церковью), и грехами, которые не ведут к такому отлучению (преступлениями), которые западная схоластика рационализировала на несколько категорий. С одной стороны, так называемые смертные грехи, а с другой — обычные грехи. Первое лишает человека состояния благодати и требует таинств покаяния и разрешения, второе — внутреннего покаяния. На православном Востоке, особенно в России (под влиянием латинского богословия Петра Могилы и его последователей), эта теория была преобразована в простой, обязательный и даже законный союз исповеди и причастия. И он действительно полон грустной иронии. Это самое очевидное из заимствований из латинства часто выдается здесь за православный канон, а попытки изменить его под f — истинно православное учение о Церкви и таинствах — осуждаются как продукт западного католического влияния.
Как часто нам нужно причащаться? Расширенный христианский катехизис православной католической восточной церкви отвечает следующим образом. Церковь голосом, подобным голосу матери, исповедует своего духовного Отца и призывает тех, кто стремится к благочестивой жизни, пребывать в Теле и Крови Христовых четыре раза в год или ежемесячно, и всегда один раз в год. (Православные конфессии. Часть 1, вопрос 90)». Архиепископ Александр Шмеманн, в полном согласии с Катехизисом, заключает. Для тех, кто причащается нечасто (даже раз в месяц), необходимость исповеди перед причастием в принципе должна сохраняться любой ценой. Возможно только при наличии разрешения на причастие от одного раза в месяц до более частого. Разрешение дается только хорошо известным людям и после всесторонней пасторской проверки серьезности и правильности их подхода к Церкви и христианской жизни. В случае частого причащения вопрос об исповеди и взаимосвязи между ритмом покаяния и ритмом причащения должен быть оставлен на усмотрение пастора. Исповедь должна совершаться регулярно и не чаще одного раза в месяц.
