Испытание совести – молитва завершения дня
Как мы можем найти Бога во всем? В предыдущем разделе мы уже цитировали отрывок из письма, в котором Игнатий указывает на то, что мы можем испытывать свою совесть. Под исследованием совести Игнатий подразумевает молитвенные упражнения, описанные в книге духовных дисциплин. Его главная цель — помочь нам находить Бога каждый день. Он называет это испытанием совести, examen conscientiae. Для Игнатия испытание совести — самая важная молитва дня. Даже если работа не позволяет уделять много времени молитве, этим коротким упражнением никогда не следует пренебрегать.

Занимайтесь не менее 15 минут, желательно вечером. На этот раз он удаляется в тихое место и пытается успокоить свой разум. Затем он вспоминает, что пережил в тот день. Перед его внутренним взором события дня проносятся как кинопленка. Или же он фокусируется на особенно сильном переживании или встрече. Радость и мир, а также боль, гнев и печаль должны возродиться в вашей душе, как и пережитые эмоции.
Эти переживания должны быть явно предложены Богу. Успех и доброта, наши собственные достижения и успехи должны быть признаны как созданные и данные Богом. Несчастное событие может вызвать вопрос, почему Бог позволил этому случиться. Была ли на то Его воля? В случае неудач и ошибок человек чувствует себя виноватым и хочет исправиться. Он пытается увидеть следы Бога везде, присутствие или отсутствие Бога, и принять все из рук Бога. Не оставляя позади трудные и неприятные переживания, он должен спокойно и с «да» жизни принимать каждый день как дар Божий.
В конце дня он превращает пережитое за день в молитву. Он благодарит Бога за добро, которое Он дал ему, и прославляет Его за счастливые события. Даже оказавшись в трудной ситуации или столкнувшись с нуждающимся человеком, он должен обратиться за помощью к Богу, щедрому Владыке всего сущего. Каждый, кто не понимает путей Божьих, особенно страданий Его созданий, может спросить и пожаловаться Богу о смысле этого. Если молящийся зол или расстроен, он должен честно выразить свои чувства перед Богом. Если они чувствуют себя виноватыми, они должны попросить прощения и помочь загладить свою вину. Язык молитвы должен быть простым и искренним. Человек беседует с Богом и рассказывает Ему обо всем, что его волнует. Затем поток слов стихает, и, наконец, человек молча отдает Богу все свои заботы и чувства. И снова здесь уместно сравнение с любовью. Если влюбленные не встречаются в течение дня, то при встрече вечером они подробно обсуждают события дня. Их общение конкретное, открытое, личное и честное. Чем глубже это общение, тем счастливее их встречи. Через некоторое время слова стихают, и влюбленные остаются наедине друг с другом.


В JU 43 Игнатий объясняет, как следует выполнять это упражнение. Первый пункт — «благодарить Господа Бога за благодать, которую мы получили». Остальная часть упражнения посвящена греху. Человек должен стремиться к познанию греха, исследовать свою совесть, каяться в совершенных грехах, просить прощения и стремиться к обращению. Этим явным акцентом на грехе, который также заметен в других текстах Игнатия, Игнатий выдвигает на первый план моральное измерение исследования совести в этом упражнении. Экзамен стал своего рода психологическим воспитанием, в ходе которого необходимо было избавиться от вредных привычек и развить добродетели.
Сегодня особое внимание уделяется благодарению и личной молитве. О благодарности и неблагодарности пишет сам Игнатий Ибо именно непризнание полученных благословений, милостей и даров является причиной, источником и началом всякого греха и всякого зла, и, напротив, признание и благодарение за эти благословения и дары. То, что приобретается, очень любят и ценят как на небесах, так и на земле» (WA I, 68).
В открытом общении с Богом молящийся обнаруживает своего Творца в «вещах» повседневной жизни. Он раскрывает перед Ним свою жизнь и получает от Него утешение и помощь. Сегодня это упражнение называют «молитвой в конце дня» или «молитвой любящего внимания». Последняя, возможно, немного неловко названная, направлена на то, чтобы дать понять, что упражнение должно быть сосредоточено на Боге и Его работе, и что необходим не критический анализ, а любящий и принимающий взгляд. Важно, что это должно быть молитвенное размышление. Французское название этого упражнения — r?vision de vie — обзор жизни — также очень точно описывает смысл этого упражнения. Другими словами, пересматривая свою жизнь, человек пытается открыто и честно найти в ней Бога.

