«КУКУЗЕЛИССА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ἒanagia Kouchouzelissa в Греции, чудотворная икона аббатства Агиос Афанасий на острове Афон (празднуется 1 октября, 21 ноября по другим источникам — праздник Входа Богородицы; 1 октября — 21 ноября по другим источникам), в праздник Входа Богородицы (в праздник Введения Богородицы). Икона названа в честь византийского священника Иоанна Кукузеля (конец XIII века — до 1341 года). С жизнью святого Иоанна Кукузеля связана историческая история (Чудо Богоматери об Иоанне Кукузеле), в которой Богоматерь наградила почтенного монаха золотой монетой за его усердие и талант. Существует несколько версий этой истории. Наиболее традиционный из них представлен в сборнике под названием «Сказание о верховном покровителе Афонской горы или святая чудотворная икона Афонской горы» (М., 1902, 1992, с. 35-42). Он воспроизводит текст Агапия Критского (Ландо) из книги «Hamartolon sotria» (Венеция, 1641). В ней рассказывается о том, как Богородица явилась святому Иоанну после празднования Акафиста в субботу пятой недели Великого поста. В другой версии главным героем была не Богородица, а ее икона, перед которой читался акафист («История Святой иконы», копия до XVIII века, там же. Д. Повествование о монастыре Ватпеду // Грузинское и русское средневековье Грузино-русская средневековая литература. Тб. 1992. С. 102). В обоих случаях святой Иоанн ассоциирует полученную монету с иконой. Благодаря этому с этого момента начинают происходить чудеса, особенно исцеление Кукзеля от физической слабости. Ссылка на легенду о медальоне на почитаемой иконе (известный на горе Орос обычай прикреплять медальоны к изображениям в знак благодарности или признательности) дает основание считать версию с изображением святого Иоанна «генеалогически древней». Иоанн получает награду от Девы Марии через ее образ.


История этого чуда не имеет никакого отношения к горе Афон и может быть найдена в других источниках. Это чудо можно найти и в других источниках, не имеющих никакого отношения к горе Афон. (История Святой горы Синай, малоизвестного памятника восточной православной паломнической литературы // ТОДРЛ, 1971.1971.Т.26.С.450-479) рассказывает о чудотворной иконе Богоматери Биматассы, век) Из монастыря Святой Екатерины Синайской: «На холме Внутри Святого алтаря митрополичьей церкви находится чудотворная икона Девы Марии. И об этой же иконе синайские старейшины в древние времена, во время своего правления, сказали. Перед благословенным королем Греции Василиу и Македонии, / перед одним из представителей того монастыря, они стояли в благоговении, воспевая «Достойный». И золотой лист, который был на пальцах статуи, был в руке статуи… Депутат по имени Кукузель услышал голос из статуи: «Я получаю это за твои старания и благодарю тебя за великолепие твоей чудесной песни». О, чудо! Они были поражены, увидев статую, держащую золотую медаль. В руках Свидетелей они были поражены великим страхом, и все в великолепии восхваляли Пресвятую Богородицу и Ее дивные чудеса» (там же, с. 472-473).
Сегодня он находится в церкви Успения Живой Богини, также известной как церковь Кукузелисса, построенной в 1713 году у входа в монастырский двор, на фундаменте старой церкви Агиос Афанасиос. Атонит. Четыре раза в год икона переносится в кафоликон монастыря для проведения служб. Страстная суббота до недели святого Фомы (Антипасхи) — 5 июля (по юлианскому календарю), юбилей святого Афанасия, — покровителя монастыря — 21 ноября, вход Богородицы и праздник иконы — от Рождественского сочельника до Богоявления. Перенесение происходит в процессии, во время которой распорядители воскуряют благовония на святой образ, а братья воспевают Преподобного.
В 1931 году в честь Отца Святого Креста отец Герасимос Микрагианнис написал Правило ходатайства, акафиста и молитвы, которое ежедневно поется клириком Просмонариусом. В день праздника (21 ноября) канон пророку также поется под музыку святого Иоанна Кукзеля перед иконой «Пророк предсказал тебе, сын мой».
У иконы нет точной даты. Н. П. Кондаков считает, что она была написана «не позднее XIII века» (Памятник христианского искусства на горе Афон, Санкт-Петербург, 1902, с. 169-170). Не досконально изучен. Сноски, упоминающие о присутствии икон в аббатстве в связи с чудесами, совершенными (Иоанном Комненосом, Макарием Тригонисом и Евфимией Трапезундской), относятся к 18 веку. К.И. в 1701 г. Она находилась в часовне 40 мучеников Севастийских в католиконе аббатства, до того как была построена церковь Кукселисса и монастырь был защищен от бедствий и пожара. Затем, в 1755 году, он спас монастырь от нападения пиратов.


В 1744 году русский паломник В. Г. Григорович Барский увидел и описал икону в лаврском кафе. Негаснущая свеча . Когда-то в великой церкви Иконостаса находилась эта вотивная икона, на которой во время всенощного бдения, когда добродетельный певец Иоаннис Кукзелас уснул из-за своих трудностей, явилась Дева Мария и дала в руки Златица, и об этом будет много разговоров» (Григорович-Барский В.З. Второе посещение Агиос Афона. М., 2004. С. 18).
Сегодня ‘К. Она покрыта иконным покровом 1839 года (более ранняя икона, считавшаяся византийской, была утрачена в 1826 году). На иконостасе изображена Богоматерь на короне, с младенцем, держащим в руке сферу. Это соответствует иконографии пост-византийского периода 18 и 19 веков. За фигурой божественного младенца изображена сцена, в которой Святой Афанасий, основатель монастыря, посвящает символическую модель церкви Деве Марии. В поле изображений слева от головы Богородицы находится чудо святого Иоанна Кукзельского. Следующая ямбическая надпись показывает легенду о святом Иоанне Куклисском, где икона называется «Куклисса» — неясно, появляется ли надпись, и в частности псевдоним «Куклисса», на самой иконе. Это прилагательное повторяется в более поздних копиях иконы, одна из которых датируется 1771 годом, где икона называется «икона, покровитель и защитник аббатства», титул, связанный с чудесным явлением Девы Марии св. Афанасий. Есть основания полагать, что древнее название иконы — Иконисса. Память о нем сохранилась в устной традиции монастыря, который называет «храм Кукузелиссы» часовней Богоматери Портаитиссы и Икономиссы (Miljokovic B. La vie de Saint Sava de Serbia par Domentijan et les cultes des icôns athonites thaumaturges de la Vierge // Byz. 2008. Vol. 78. p. 331). В нижней колонке оклада иконы находятся еще два знака слабой прочности с именем серебряных дел мастера Иоанна, сына Николая Айносского, который сделал оклад иконы «Достойно есть» (Достойно есть) тремя годами ранее.
Живописно это изображение соответствует классическому типу линейного «водителя», держащего ребенка в левой руке. Это позволило Кодакову отождествить КИ с иконой Иверской Богоматери. В XVIII веке изображение Девы Марии в К. I. С третьей стороны, согласно легенде, Богородица давала монеты тем, кого выбирала. По этой же причине икона Девы Марии в каталоге 1930 года называется не только «Кукселисса», но и «Троечка». В каталоге 1785 года Богородица также изображена с третьей рукой, а святой Иоанн Кукзельский — получающим монеты. Такой список мог быть написан епископу Порфирию (Успенскому), К.И., «в подражание Трохельчице» грузинским или сирийским письмом (первое путешествие в монастырь и скит Афона … 1845, К., 1877.Ч.1.С.215).
В каталоге 1930 года изображение также носит название «Thovini». По мнению Каллистратоса Лавриотиса, это производное от названия «Кукузелисса».
Свет: чудеса Богородицы по Бранину Д. М. Иоанн Куксель // СККДР. 2012.Вып. 2. Ч. 3.C. 727-734- Мантзаридис Г., Цигаридас Э. Панагия или Кучузилисса О чудотворной иконе в саду Панагии. Афины, 2013. с. 43-44.

