Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)


Икона Богородицы «Всех скорбящих радость» (с медальоном) была прославлена в Санкт-Петербурге в 1888 году, когда во время страшной грозы в часовню ударила молния, а внутри находилась святая икона Царицы Небесной, царевны Натальи Алексеевны (сестры Петра Великого). скопировала икону Богородицы «Всех скорбящих Радость», которую она привезла из Москвы, и она осталась нетронутой. Изображение, которое ранее было почерневшим от копоти, обновилось и посветлело. Сгорел только шнур, на котором висел Святой образ в одном из углов часовни, а к поверхности прилипло несколько мелких медных монет из разбитой миски для попрошаек. С тех пор многие больные люди, приходившие к Пресвятой Богородице с искренней верой и горячей молитвой, получали исцеление в присутствии ее святой иконы. В 1898 году на месте часовни была построена церковь.
Почитание святыни в Свято-Николаевском женском монастыре
История этой чудотворной иконы началась в Москве. В 1688 году, в царствование царя Иоанна и Петра Алексеевичей, сестра патриарха Иоакима, давно страдавшая от неизлечимой болезни, во время одной утренней молитвы услышала голос, велевший ей пойти и помолиться перед иконой. Радость всем скорбящим» в Спасо-Преображенской церкви в Ординке, заповедав молитву с благословением Божией Матери и воды. Евфимия была исцелена, как ей было сказано. С тех пор многие люди, страдающие от болезней и горя, стали молиться Божией Матери через чудотворные иконы и получать исцеление и избавление от скорбей.
В 1711 году, когда царская резиденция была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, царевна Наталья Алексеевна, благоговевшая перед этой чудотворной иконой, сделала с нее копию и вместе с другими реликвиями увезла в Санкт-Петербург. По другим сведениям, копия осталась в Москве, и император с императрицей сделали с ней подлинную фотографию. В любом случае, иконы в Москве и Санкт-Петербурге почитались одинаково чудотворными. Копия царевны хранилась в церкви Воскресения Христова в Натальинском дворце за Ритенским двором на Шпалерной улице. Обе церкви в Москве и Санкт-Петербурге содержали ранние рукописи литургии и истории статуи.
В Санкт-Петербурге иконы стали одним из главных артефактов, и было сделано множество копий. На петербургской иконе изображена вся Богоматерь без Сына Божьего. Ее левая рука направлена на пациента, изображенного рядом с ней, а правая указывает на Спасителя. Голову Богоматери покрывает белая вуаль, верхнее одеяние — темно-синее, нижнее — темно-красное — за Царицей Небесной находится зеленая ветвь Небесного Древа. Дева Мария окружена людьми, жаждущими исцеления и заступничества, а ангелы, посланные утешить их, указывают на Нее как на неиссякаемый и всемогущий источник радости. На пергаменте находятся тексты с названиями молитв о благодатной помощи Божией Матери: «Обнаженная одежда», «Исцеление больных». В верхней части изображения Спаситель изображен на облаке, благословляющий правой рукой и держащий в левой Святое Евангелие. Одна из таких копий из часовни возле стекольного завода стала знаменитой в 1888 году
Часовня в честь иконы Божией Матери в Тихвине была построена в XVIII веке на месте императорского стекольного завода. Согласно легенде, его эрекция связана с чудесными явлениями. На месте, где была построена Чихувинская часовня, находилась проходная стекольного завода с левого берега Невы на правый. Однажды подставщики увидели изображение, плывущее им навстречу. Когда они подошли к плоту, где стояла на якоре лодка, он остановился. Вынув икону из воды, лодочник увидел, что на ней изображена Матерь Пресвятой Богородицы Чифвинская. Видя в этом событии особую милость Божью, местные жители построили часовню в честь Чихвинской Богородицы недалеко от места явления и обретения иконы. До 1882 года он принадлежал приходской церкви Скорбящей Богоматери над воротами Александро-Невского аббатства; с 1882 по 1898 год — Борисоглебской Калашниковской церкви. Сама часовня перешла в ведение новообразованного прихода церкви Богоматери Скорбящей при Стеклянном заводе.
Первая часовня была деревянной, с «одной квадратной саженью внизу и двумя саженями в высоту». По внешнему виду она напоминала часовни в деревнях, расположенных вдоль главной дороги. Она называлась часовней Элиаса, потому что над ней висела статуя Святого Ильи Пророка, а в День Святого Ильи Пророка к часовне ежегодно совершалась процессия, и перед ней возносились молитвы Пророку. Часовня названа в церковной книге еще и потому, что рядом с ней находился каменный памятник с изображением Святого Николая.
Во время великого наводнения 1824 года часовня была унесена течением реки и перенесена в деревню Клочки на другом берегу Невы. Жители Клочки сохранили часовню и вернули икону Девы Марии в деревню Гялургейо. Один из братьев Туряковых (Дмитрий) построил для нее новую часовню, впоследствии поддерживал ее и поставлял другие иконы. Когда эта часовня была полностью разрушена, жители поселения Гальео на свои пожертвования построили новую часовню в Чифвине (1870) и перенесли туда все иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Эта небольшая икона Богородицы была подарена часовне Семеном Ивановичем Матвеевым, купцом из Радги, в благодарность за чудесное спасение от кораблекрушения. Однажды в плохую погоду купец плыл в лодке с гребцом по середине Невы. Все гребцы погибли, а он увлекся своей доской и боролся с волнами. Когда силы покидали его, он молил Божью Матерь о заступничестве. Подул встречный ветер, и доску, на которой находился утопленник, отнесло к месту, где стояла часовня Святого Чиквина. Матвеев поблагодарил Богородицу за спасение и передал в дар часовне икону Богородицы «Всех скорбящих радость». Этот образ был передан ему матерью, которая происходила из очень уважаемой семьи — купцов Куракиных. Говорят, что один из купцов из Крака получил икону, когда волны разбивались о берега Невы.


5 августа 1888 года (ранее 23 июля) на Санкт-Петербург обрушилась страшная буря. Молния ударила в крышу Чихвинской часовни рядом с куполом. Последующий пожар уничтожил часовню, но радостный образ всех скорбящих чудесным образом уцелел и был чудесным образом обновлен небесным огнем. Лицо Божьей Матери, потемневшее от времени и копоти, осветилось. Шнур, на котором висел образ в углу часовни, сгорел, сам образ упал на рассыпанные из сундука монеты, а двенадцать мелких медных монет (пенсов) прилипли к образу (одна позже упала). Без видимой причины монеты прилипали к поверхности изображения — знак Божий, свидетельство божественного чуда.
На следующий день в часовне стало собираться много паломников — начали распространяться новости о чудесных исцелениях от иконы (одним из первых чудес было исцеление парализованного жителя деревни, который несколько лет не вставал с постели). По благословению митрополита Исидора (Никольского) начался ряд молитв перед иконой. Толпа была так велика, что молитвы продолжались с утра до вечера. Весть о почитании святой иконы распространилась по всем городам и весям России. Со всей России поступали просьбы, в том числе и от нерусских православных верующих, помолиться перед новыми иконами. Сотни паломников прибыли в Санкт-Петербург и начали молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, именуемой Радость всех скорбей. Маленькая часовня не могла вместить всех желающих помолиться. Люди молились под открытым небом, стояли на коленях прямо на земле, часами стояли в очереди, чтобы войти, стояли в молитве и возлагали руки на икону. Чтобы немного увеличить площадь часовни, был возведен навес из тикового дерева.
С наступлением осени поток паломников не уменьшался. Навес не обеспечивал достаточной защиты от дождя и ветра, поэтому купец Орлов, арендовавший землю рядом с часовней, построил новую, более просторную часовню. Он был построен в виде шатра над небольшой старой церковью. Перед старой часовней, в новой часовне был установлен иконостас, как и в иконостасе церкви, но царские врата были заменены железной двустворчатой дверью с решеткой, из которой можно было войти в старую часовню. Прославленная икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» была помещена в иконостас вместо церковной иконы. Десятки лампад мерцали перед святым образом днем и ночью, и часто не хватало огромных подсвечников, чтобы вместить все свечи, зажженные паломниками.
В 1893 году царь Александр III молился в часовне со своей женой и детьми и пожертвовал деньги и землю на строительство каменной церкви. Строительство Скорбященской церкви (по проекту А.И. фон Гогена и А.В. Иванова) рядом с часовней началось в 1894 году и было завершено в 1898 году. Он был торжественно открыт 2 августа 1898 года епископом Янбергом Бенджамином.
Чудотворная икона была спрятана прихожанами в доме, весной 1946 года перенесена в церковь Святой Живоначальной Троицы («Клит и Пасха») и возвращена верующим после войны. Церковь и сегодня занимает свое место на проспекте Обходовой Обороны в Санкт-Петербурге.
В начале 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся часовней (за исключением торца с двускатной крышей) была передана приходу Санкт-Петербурга.
С 1991 года часовня функционирует как часовня в честь Радостной иконы Всех Скорбящих и заменяет Зеленецкий монастырь Святой Троицы. Благодаря усилиям настоятеля и братьев монастыря, церковь была восстановлена.
Внутреннее и внешнее великолепие церкви было восстановлено. Навес был восстановлен, установлен крест с хрустальными фонарями, а интерьер восстановлен в том виде, в котором он был в дореволюционное время. С благословения настоятеля церкви, отца Пакоми, точная копия чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была сделана из мелких бакалейных товаров. Был воссоздан гроб, точно воспроизводящий оригинальное изображение. Киоск был торжественно открыт митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром Владимировым 30 января 1995 года.
В 1998 году, по случаю 110-летия чудесного прославления иконы, она была названа Санкт-Петербургской иконой Богородицы по провозглашению Святейшего Патриарха Московского Алексия II. Греческий.
Празднование Санкт-Петербургской иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» состоится 23 июля / 5 августа.

