В каких православных церквях запрещено причащаться прихожанам РПЦ


Таинства — это главные христианские таинства, в которых прихожане приобщаются к Божьей благодати, духовной и нематериальной энергии. Церкви, в которых предполагается совершать таинства, имеют первостепенное значение.
Согласно православному правилу, все семь таинств (крещение, миропомазание, искупление, Евхаристия, брак, священство и освящение) имеют священный характер, и христиане получают особую благодать за каждое из них. Поскольку христианство разделилось на множество церквей, вопрос о возможности совершения таинств в неправославных церквях стал более серьезным из-за значительных доктринальных различий. Например, между православной и католической церквями существуют различия в процессе самих таинств, причем большинство протестантов признают только два — крещение и причастие.
Православный богослов Александр Шмеман указывает, что Русская Церковь может признавать таинства других поместных церквей, но при одном важном условии. Насколько это осуществимо?
В 20 веке, после тысячелетнего забвения, контакты между православной и католической церквями стали более тесными. В основном это было связано с активным движением представителей Русской православной церкви на Запад. В 1965 году были отменены даже анафемы, наложенные друг на друга Римом и Константинополем в 1054 году.
Второй Ватиканский собор, который длился с 1962 по 1965 год, издал декрет, разрешающий католикам причащаться в православной церкви. В своем обращении к верующим в то время Папа Павел VI заявил, что под пастырской опекой Русской Церкви они остаются католиками. В 1969 году Священный Синод уже постановил, что католики и старообрядцы, которые не могут обратиться к духовенству своих церквей, могут причащаться в Православной Церкви.
Однако решение Русской православной церкви было оспорено Константинополем. Он заявил, что такое решение не может быть принято на уровне поместной церкви. Москва ответила, что ситуация в СССР вынуждает ее сделать это. Однако Синод отменил это решение в 1986 году. Характерно, что она касалась общения представителей других христианских конфессий в православной церкви. Может ли православная церковь участвовать в таинствах католиков, протестантов или старокалендаристов?
Александр Занемонец, византийский клирик Храма Гроба Господня в Иерусалиме, ответил, что Проявлять пастырскую заботу о неправославных людях и предлагать нуждающимся духовное утешение и Таинство Евхаристии.
Андрей Филлипс, религиозный историк, журналист и первосвященник Русской православной церкви в Англии, объясняет этот запрет тем, что вне Церкви не существует таинств. Другими словами, христиане католической, протестантской и других деноминаций, с православной точки зрения, находятся вне истинной Церкви Христовой, и поэтому их таинства недействительны.
Однако отношение православной церкви к таинствам Римско-католической церкви неоднозначно. По словам митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), этот вопрос в настоящее время не имеет общепризнанного ответа среди духовенства.

Конечно, в официальных документах Русской Православной Церкви четко определены правила отношения к инославным церквям, которые следует считать официальной позицией Церкви. Однако не имеет значения, признаются ли таинства католической церкви, в документе лишь отмечается, что Ватикан осуществляет преемственность апостольских рукоположений.
Илларион отметил нюансы. Если католик решает стать православным, он фактически получает право признавать таинства католической церкви. Правда, если католик или протестант принимает православие, то обряд повторного крещения не проводится. Это означает, что таинства, совершенные в лоне предыдущей церкви, должны считаться действительными.
Представители Русской православной церкви признают, что существует очень широкий спектр мнений по поводу толкования таинств, но верующие должны быть последовательны и в других вопросах. Католики.
Возможно ли литургическое общение между православными и католиками в обозримом будущем? По мнению доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, об этом не может быть и речи, пока православные и католики не объединятся. В настоящее время это невозможно. Первосвященник предупреждает тех, кто сегодня допускает возможность примирения между двумя Церквами, не достигнув согласия по важнейшим богословским вопросам. По его словам, «они проявляют личную, чрезмерную, почти несносную наглость».
Однако, продолжает Свешников, православной церкви не запрещено посещать католическую церковь. Кроме того, в Русской православной церкви нет единого мнения о том, признавать ли Ватикан еретической церковью.
Ситуация в Церкви Константинопольского Патриархата более сложная, хотя до недавнего времени любая русская православная церковь могла принимать таинства. Это связано со скандальным решением Константинопольского патриарха Варфоломея передать книгу автокефалии Украинской церкви, которая с 1686 года является митрополией Московского патриархата.
Уже известно, что Русская церковь разорвала общение с Константинополем, но многим верующим до сих пор не ясно, как вести себя при посещении церквей, находящихся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. По словам архиепископа Владислава Зипина, сегодня в Стамбуле действуют те же правила, что и в Ватикане. Никому не запрещено молиться или почитать Святая Святых, но участие в причастии и других таинствах запрещено. По его мнению, также не разрешается совершать поминовения во время приношений или литаний, хотя официально это не запрещено.
То же самое относится и к представлению Константинополю новообразованного Киевского патриархата. Представители РПЦ не признают ее таинств и священников, так как считают церковь «раскольнической организацией».
Из-за громоздких доктринальных противоречий между православной церковью и РПЦ, православные не могут вступать в браки даже в Армянской апостольской церкви. Одним из самых важных является то, что ААК принадлежит к монофизитской церкви. В этой церкви признается только божественная природа Христа, но согласно представлениям русской Дипофизитской церкви, Христос сочетает в себе как божественные, так и человеческие качества.

