Евангелие сегодняшнего дня читать онлайн бесплатно
Игумен Пахомий (Брусков), наместник Свято-Троицкого собора в Саратове, отвечает на вопросы о личных молитвенных правилах христиан.


Молитва — это свободный призыв человеческой души к Богу. Как примирить эту свободу с обязанностью читать канонические тексты, даже если не хочется их читать?
Свобода — это не толерантность. Люди — это существа, которым, однажды отдав себя, очень трудно вернуться в свое первоначальное состояние. Литература жизнеописаний святых полна примеров того, как монахи отказывались от молитвенного правила ради любви, которую они дарили приходящим к ним братьям. Таким образом, они поставили заповедь любви выше правила молитвы. Но мы не должны забывать, что они достигли необычайных высот духовной жизни благодаря непрестанной молитве. Когда мы чувствуем желание молиться, это мелкое искушение, а не проявление свободы.
Правила — это духовное высокое состояние души, и на него не должны влиять временные настроения. Когда человек отказывается от правил молитвы, он сразу же расслабляется.
Кроме того, необходимо помнить, что когда человек общается с Богом, враг нашего спасения всегда стремится встать между ними. И тот факт, что это не разрешено, не ограничивает свободу личности.
В какое время следует читать утренние и вечерние правила?
Во всех православных молитвенниках об этом говорится ясно и недвусмысленно. Ведь сам смысл молитвы говорит нам о том, что утренняя молитва читается в начале дня, когда разум человека не занят никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать после работы и перед сном. В этих молитвах сон уподобляется смерти, а кровать — смертному одру. Странно говорить о смерти, ходить смотреть телевизор или общаться с родственниками.
Каждое молитвенное правило основано на опыте Церкви, на который следует обратить внимание. Эти правила не ущемляют свободу человека, но способствуют максимизации духовных благ. Конечно, из всех правил могут быть исключения, обусловленные непредвиденными обстоятельствами.
Кроме утренней и вечерней молитвы, что еще может входить в мирское молитвенное правило?
Мирские правила могут включать в себя различные молитвы и ритуалы. Они включают в себя различные правила, сидение, чтение Библии или Псалмов, простертость и молитву Иисуса. Кроме того, правила должны включать краткие или более подробные поминания о здравии и упокоении близкого человека. В монашеской практике принято включать чтение гимнов в Священное Писание. Однако, прежде чем что-то добавлять в молитвенное правило, следует тщательно его обдумать, посоветоваться со священником и оценить его достоинства. Правила читаются независимо от настроения, усталости или любого другого эмоционального состояния. И если кто-то что-то обещает Богу, это должно быть исполнено. Святые отцы говорят: пусть правила будут небольшими, но твердыми. В то же время мы должны молиться от всего сердца.
Может ли не благословленный человек начать читать правила, не садясь ни за что, кроме молитвенных правил?
Конечно, он может. Однако если он не просто читает молитвы по своему искреннему желанию, а увеличивает свои обычные молитвенные правила, то лучше попросить благословения у духовника. Священник правильно оценит свою ситуацию, будет ли такое увеличение полезным для него. Если христианин регулярно исповедуется и следит за своей внутренней жизнью, то такое изменение правил так или иначе повлияет на его духовную жизнь.
Однако это возможно, если у него есть духовник. Если у него нет духовника и он решил сам что-то добавить в свои правила, то желательно посоветоваться с ним на следующей исповеди.
Следует ли произносить вечерние и утренние молитвы в дни, когда литургия длится всю ночь и христиане не спят?
— Мы не связываем утренние и дневные молитвы с определенным временем. Однако неправильно читать Вечернюю молитву утром, а Утреннюю молитву вечером. Мы не должны относиться к каноническим текстам по-фарисейски и читать их на все лады, игнорируя смысл молитв. Если вы не спите, почему вы ищете сон в Божьем благословении? Утреннее или вечернее правило можно заменить другими молитвами или евангельскими чтениями.
Могут ли женщины читать молитвенные правила дома с покрытой головой?
∙ Женщины должны молиться с платком. Она поощряет скромность и показывает послушание Церкви. Ведь из Библии мы знаем, что женщины покрывают голову не для других, а для ангелов (1 Кор. 11:10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, стоите ли вы на молитве с платком или без него, но для вас это имеет значение.


Как читаются правила и порядок причастия: за один день до него или можно распределить на несколько дней?
— Неправильно быть строгим в отношении правил молитвы. Человек должен сам формировать свои отношения с Богом, исходя из своего опыта молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени и общения с духовником.
Сегодня традиционным является чтение трех канонов в качестве подготовки к причастию. Это Канон Господу, Канон Деве Марии и Ангелу Хранителю, Акафист Спасителю и Деве Марии и Посвящение к Причастию. Лучше прочитать все Правило за один день, до дня, предшествующего причастию. Однако, если это сложно, можно распределить его на три дня.
Часто друзья и знакомые спрашивают, как готовиться к причастию и как читать Псалтирь. Что мы, как неспециалисты, должны ответить?
-Вы сами знаете ответ. Вы не должны браться назначать или говорить то, в чем вы не уверены. При ответе следует руководствоваться общими традициями современной церковной жизни. В отсутствие личного опыта следует обратиться к опыту папской церкви. А если есть вопросы, на которые человек не знает ответов, ему следует обратиться к трудам священника или святого.
Я читал переводы молитв на русском языке. Я обнаружил, что придавал им совершенно разные значения. Должен ли я читать переводы для общего понимания или я могу понять молитвы из сердца?
Молитву следует понимать так, как она написана. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение и понимаем его по-своему. Однако всегда интересно узнать, какой смысл вкладывал автор в произведение. Тексты молитв одинаковы. Каждому из них автор придает особый смысл. Мы произносим не фразы, а конкретные просьбы или гимны к Богу. Мы можем вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов на понятном нам наречии, чем тысяча слов на наречии, которого мы не понимаем (1 Кор. 14:19). Кроме того, авторами большинства православных молитв являются святые подвижники, прославленные Церковью.
Как мы должны относиться к современным молитвам? Можете ли вы прочитать все, что написано в молитвах, или предпочитаете старые?
-Лично я нахожу тексты старых правил более трогательными. Они кажутся мне более глубокими и честными. Однако многие люди также предпочитают современные диваны из-за их простоты.
Если церковь принимает молитву, она должна относиться к ней с уважением и благоговением и стараться извлечь из нее пользу для себя. Однако следует понимать, что некоторые современные молитвы не обладают тем же качеством, что и молитвы древних практиков.
Когда человек пишет молитву для общественного пользования, он должен понимать, какую ответственность он несет. Он должен иметь опыт молитвы, но должен быть хорошо образован. Все тексты, предлагаемые современными авторами молитв, должны быть отредактированы и пройти строгий отбор.
Что важнее: выполнение правил дома или своевременное прибытие на службу?
— Идите на службу. Если вы идете в храм, то сначала должна состояться общественная молитва. Хотя отцы Церкви уподобляли общественную и домашнюю молитву двум крыльям птицы. Как птица не может летать с одним крылом, так и человек. Если он не молится дома, а только ходит в храм, то очень вероятно, что он не молится в храме. . потому что у него нет опыта личного общения с Богом. Если кто-то молится только дома и не ходит в храм, значит, он не понимает, что такое Церковь. А без церкви нет спасения.
Как прихожане могут заменить священную литургию на дому, если это необходимо?
Имеется много литургической литературы и различных молитвенников. Если прихожане не могут посещать службы, они могут читать утренние и вечерние молитвы и Мессу в соответствии с каноническими правилами.
Можно ли читать правила сидя?
Апостол Павел пишет: «Если вы устали или больны, читайте мессу в присутствии Господа. Если вы устали или больны, вы можете прочитать Правила внутреннего распорядка и посидеть в церкви. Однако важно понять, что мешает вам молиться — боль или лень. Вместо того чтобы садиться читать молитвы, если вы вообще не молитесь, конечно, предпочтительнее сесть. Если вам очень плохо, вы можете лечь. Однако если вы просто устали или страдаете от лени, вам нужно взять себя в руки и встать. Закон диктует, когда мы можем стоять или сидеть во время молитвы. Например, мы слышим Евангелие и акафист стоя, сидя или читая проповедь.

