Евангелие дня с толкованием на 4 февраля


Не берите с собой сумки, пакеты или обувь и не здоровайтесь ни с кем на улице.
Если там есть сын мира, то ваш мир покоится на нем, иначе он вернется к вам.
Но оставайтесь в доме и ешьте и пейте то, что у них есть. Ведь те, кто работает, заслуживают вознаграждения за свой труд. Не ходите из дома в дом.
Если вы войдете в какой-нибудь город, и они приветствуют вас, и вы едите то, что они вам предлагают, и исцеляете там больных, то скажите им: Царство Божие близко к вам.
И если вы войдете в какой-нибудь город, и вас не примут, выйдите на улицу и скажите: пыль, прилипшую к нам от вашего города, мы отряхнем вам, — но знайте, что Царство Божие близко к вам.
В тот день Содом будет более благословен, чем этот город.
Горе тебе, Горазин! Если бы Тулло и Сидон имели ту силу, которая есть в тебе, они бы давно покаялись, сидя в лохмотьях и пепле — но даже Тулло и Сидон будут радоваться в Судный день больше, чем ты.
И ты, вознесшийся на небо, Капернаум падет в ад.
Луки 10:1-15.
Толкование Евангелия блаженного Феофилакта Болгарского
Блаженный покровитель Болгарии.
Луки 10:1. После сего избрал Господь еще семьдесят учеников и послал их пред Собою по два во всякий город и место, куда Он шел.
В книге Исход он пишет, что То, что произошло тогда, как исторически, так и метафорически, теперь стало реальностью. Элим означает «подниматься». Это означает, что по мере того, как мы поднимаемся к полному знанию и духовному возрасту, поднимаемся к христианству, вместо того, чтобы воздерживаться от Закона, как это делали иудеи, Двенадцать Фонтанов, то есть Двенадцать Апостолов, являются источником самого сладкого учения из всех. 70 дат, т.е. (70) апостолов. Их называют не источниками, а датами, потому что их воспитывал и направлял (высший). Это потому, что, хотя эти 70 апостолов были избраны Христом, они все же уступали 12 апостолам. Учение святых действительно таково: оно не радует, не ласкает, не ограничивает, не страдает, но сочетает в себе оба качества. Она действительно приправлена солью и объединена благодатью, как восклицает апостол Павел в 4:6). Господь избрал «семьдесят» учеников из-за большого количества людей, нуждающихся в учении. Как поле хорошего урожая нуждается во многих жнецах, так и для верующих из-за огромного количества людей требовалось много учителей.
Луки 10:2 Иисус сказал им: жатвы много, а работников мало. Поэтому молитесь Господу жатвы и посылайте работников на жатву Его».
Он посылает их «по двое», чтобы они были в большей безопасности и помогали друг другу. Другими словами, как и Иоанн, он учил их «готовить путь Господу» (Матф. 3:3). Обратите внимание, что однажды он сказал: «Молитесь Господу жатвы, чтобы послал вам делателей». Ибо Он, как истинный Бог, есть Господь истинного урожая, то есть тех, кто верит.
Луки 10:3. иди! Он посылает вас, как ягненка, окруженного волками.
Он говорит им, что перед гонениями они будут как агнцы, окруженные волками, чтобы те, кто нападет неожиданно, не застали их врасплох и не смутили.


Луки 10:4. без мешка, сумки или обуви.
Господь сказал: «Не берите с собой мешка», потому что Он намерен послать Своих учеников проповедовать Евангелие. Но если вы берете мешок, значит, вам не все равно, и вам не все равно, что он сказал. В противном случае вас будут кормить люди, которых вы учите, так что же вам понадобится — сумка, кошелек, обувь и т.д.? Потому что люди, которых вы учите, удовлетворят все ваши потребности в них.
И вы не будете ни с кем здороваться на улице.
Он повелел им делать это, чтобы они не приветствовали и не ласкали народ, и чтобы они не мешали его проповеднической работе. Возможно, получив приветствие, он отвечает на него приветствием или вступает в долгий разговор, как это обычно делают сверстники, а потом о чем-то еще беседует, как будто они стали друзьями, и таким образом апостол впадает в обычные человеческие отношения и пренебрегает разумом. По этой причине Господь запрещает Своим ученикам здороваться с кем-либо на улице.
Луки 10:5. если сын мира будет там, то мир ваш будет на нем.
Когда входите в какой-либо дом, говорите прежде: «Мир вам в этом доме». Другими словами, поприветствуйте людей в доме, а затем покажите, что это не только простое приветствие, но и благословение», — говорит он. : «Если мужчина дома достоин, он будет благословлен — но если он преступник и не может принять мир, если он враг и противник ваших слов и учений, благословение не придет к нему. Оно вернется к вам.
Луки 10:7. но остаются в домах своих и едят и пьют, что имеют. Ведь те, кто работает, заслуживают вознаграждения за свой труд. Не ходите из дома в дом. Луки 10:8. и если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат.
Чтобы апостолов не сочли чревоугодниками, чтобы не обидеть многих и не оскорбить тех, кто принял их в первую очередь, он приказал им не ходить из дома в дом. «Ешь», — говорил он. Возьмите еду вместо зарплаты. Другими словами, они не получают еду или зарплату, а берут в награду саму еду. Посмотрите, как Господь делает Своих учеников твердыми перед лицом бедности.
Луки 10:9 Исцеляйте больных посреди них и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
Он повелевает им исцелять больных в городе, чтобы апостолы могли привлечь людей к своей проповеди чудесами. Посмотрите на Его слова: «И скажи им: приблизилось к вам Царствие Божие». Потому что если вы сначала исцеляете, а потом проповедуете, ваша проповедь будет успешной, и люди поверят, что Царство Божье пришло к ним. Они не были бы исцелены, если бы этому не предшествовала сила Божья. И даже к больным, когда они исцелялись в сердце своем, приближалось Царство Божье. Ибо далеко не больные, в которых все еще царит грех.
Луки 10:10. если же придете в какой город и не примут вас, выйдите на улицу и скажите: Луки 10:11 прах, прилипший к нам от города вашего, отрясите вы.
Но если… — говорит он, — они не принимают вас, выйдите на улицу и скажите им: «У нас нет с вами ничего общего». У нас ничего нет из вашего города. Даже пыль, которая к нему прилипает. Что касается нас, то мы вытираем их.
Но знайте, что Царство Божье приближается к вам.
Здесь возникает другой вопрос: как Господь говорит, что Царство Божье приблизилось к тем, кто принимает апостолов, и к тем, кто не принимает? Он должен сказать, что нисколько не противоречит сам себе. Ибо Царство приближается к тем, кто принимает апостолов с добром, а кто не принимает их — с осуждением. Это потому, что, представьте себе, что в общественном месте есть много осужденных и много оправданных, например, сенаторы, генералы, чиновники и т.д. Нарисовал ли он одних из них, чтобы наказать, а других — чтобы оказать честь и благосклонность царю? Поймите и здесь то же самое.
Луки 10:12. день тот будет приятнее в Содоме, нежели в том городе.
«Отраднее будет в Содоме, — говорит он, — нежели в том городе, который не принял вас». Почему; потому что апостолы не были посланы в Содом, а те, кто не принял апостолов, были хуже содомлян. Обратите внимание также на то, что есть широкая дорога в города, которые не принимают апостолов, и широкая дорога ведет к разрушению. Поэтому каждый, кто идет широким путем, ведущим к погибели, не принимает апостольского и божественного учения.
Луки 10:13. несчастный, Оразин! Твой негодяй, Вифсаида! Если бы вам открылась сила, явленная в Тире и Сидоне, они давно бы покаялись, сидя на грубой ткани и пепле. Луки 10:14 Но Тулло и Сидон более вас возрадуются на суде. Луки 10:15 И ты, Капернаум, вознесшийся на небо, падешь в ад.
Тит и Сидон были языческими городами, а Вифсаида и Коразин — еврейскими. Поэтому, говорит он, народы будут радоваться о суде больше, чем вы, видевшие чудеса и не веровавшие. Но и ты, Капернаум, вознесшийся на небо, сойдешь в ад, потому что ты был прославлен множеством совершенных над тобой чудес — даже после стольких чудес ты будешь осужден за то, что не совершил их. Вера.

