Храм святой Анастасии
Церковь в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Минск.


ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ, НА 28.02.2022
Евангелие от Луки 19:29-40, 22:7-39, читает и комментирует священник Стефанос Домуч.
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40; Глава 22, стихи 7-39
29 И когда приблизился к горам, называемым Виффагия и Вифания и Елеон, послал двух учеников.
30 И сказал: пойди в селение напротив, и когда войдешь, найдешь привязанного жеребенка, на которого никто еще не садился.
31 Если кто спросит тебя: зачем ты завязываешь? Вы скажете ему: это нужно Господу.
32 Когда же пошли посланные, то нашли, что было так, как сказал Иисус.
33 Когда же они выводили жеребенка, хозяин его сказал им: зачем вы выводите жеребенка?
34 Они ответили: он нужен Господу.
35 И привели его к Иисусу, и возложили одежды свои на жеребенка, и посадили на него Иисуса.
36 Когда Он шел, они расстелили одежды свои на дороге.
37 Когда же Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской, вся толпа учеников начала радоваться о всех знамениях, которые они видели, и громким голосом славить Бога.
38 Слова: благословен царь, приходящий во имя Господне!
39Некоторые из фарисеев народа сказали Ему: «Учитель, запрети ученикам твоим».
40 Но Он отвечал им и сказал: если они будут молчать, то камни возопиют.
Луки 22 07 И наступил день опресноков, и нужно было водрузить пасхального агнца.
08 И послал Иисус Петра и Иоанна, говоря: пойдите, приготовьте пасхальную трапезу.
09 И сказали Ему: где Тебе приготовить?
10 Он сказал им: вот, когда вы будете в городе, встретится вам человек, который принесет вам кувшин воды. Следуйте за ним в дом, в который он вошел.
11 Потом скажешь хозяину дома: «Хочу, чтобы ты принес мне кувшин воды».
12 И он покажет тебе большую выстланную комнату — там ты приготовишь его.
13 Они пошли и нашли, как сказал им Иисус, и приготовили пасхальную трапезу.
14 Когда же настало время, Он возлег, и двенадцать Апостолов были с Ним.
15 Он сказал им: прежде нежели пострадать, Я хотел есть с вами сию пасхальную трапезу.
16 Говорю же вам, что не буду больше есть его, пока не исполнится это в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и поблагодарив, сказал: примите и разделите между вами.
18 Ибо говорю вам: не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и дал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое Я предлагаю за вас.


20 Чаша после трапезы есть чаша: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, за вас изливаемый.
21 Вот, рука предавшего Меня за столом со Мною.
22 Но сыны человеческие пойдут по своему назначению.
23 И стали спрашивать друг друга, кто из них сделает это.
24 И возник между ними спор о том, кто из них больше.
25 И сказал им: царь будет царствовать над народами, и царствующий над народами будет называться благодетелем, и царствующий над народами будет называться благодетелем.
26 Но вы не таковы.
27 Кто больше: тот, кто отдыхает, или тот, кто служит? Я же среди вас как служащий.
28 Но Ты со мной в моих испытаниях.
29 И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой Царство Мое.
30 Да будете есть и пить за столом Моим в Царстве Моем, да сядете на престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых.
31 И сказал Господь: Симон! Симон, видишь ли, сатана попросил тебя посеять пшеничное зерно.
32 Но Я молился о вас, чтобы вера ваша не ослабела.
33 Он ответил.
34 Но Он сказал: «Говорю тебе, Петр, доколе не прокричит сегодня петух, не отречешься трижды, что не знаешь Меня».
35 И сказал им: недоставало ли вам чего, когда Я послал вас без сумы, или мешка, или обуви?
36 И сказал им: если кто имеет мешок, возьми его. Возьмите также сумку. Но если у вас их нет, продайте свою одежду и купите кинжал.
37 Говорю же вам: надлежит исполниться мне и тому, что написано: «причислен я к лику нечестивых». Что со мной будет?
38 Они сказали: господин, вот два меча. Он сказал им: довольно, довольно.
39 Тогда Он, как обычно, вышел и пошел на гору Елеонскую, и ученики Его последовали за Ним.
Толкование дня
Прочитано и прокомментировано пастором Стивеном Домуши.
В сегодняшнем чтении сочетаются два мощных отрывка. Первый относится к входу Господа в Иерусалим, а второй — к спору между учениками о Тайной вечере и приоритетах. Неслучайно эти истории слились в одну.
Известно, что в древней Церкви существовала развитая традиция подготовки взрослых к крещению. Одним из важнейших этапов этой подготовки было обеспечение чистоты намерений. Это никогда не должно иметь ничего общего с преследованием земных интересов. Поскольку Великий пост изначально был связан с этой подготовкой, все чтения в эти дни также можно рассматривать с этой точки зрения.
Так что же мы видим? Во-первых, Христос входит в Иерусалим не как обычный человек, а как ожидаемый Спаситель. По словам евангелиста, многие из тех, кто считал себя учениками, прославили Бога и сказали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!». говорит он. Это казалось настолько провокационным, что фарисеи просили Христа запретить это.
Как мы видим из Евангелий, ученики и раньше надеялись, что близость к Христу улучшит их положение. Они своими глазами видели вход Иисуса в Иерусалим, что укрепило их надежды на привилегированное положение.
Но вот мы видим их на Тайной вечере, где Христос ясно говорит о предстоящих страданиях и даже предательстве. На некоторое время это смутило учеников, которые стали спрашивать друг друга, кто же предатель… Что их действительно беспокоило, так это то, кто из них двоих был старше. Эта поразительная глухота к происходящему, эта сосредоточенность на собственных интересах еще более омрачается бесконечным состраданием и любовью Христа, Который обещает Царство тем, кто не слушает Его… Наконец, после всех их трудностей мы молимся, чтобы они вернулись на правильный путь. Таким образом, Господь позволит им отпасть.
Мы слышим, что сатана хочет разделить людей и рассеять их по одному, как рассеивается пшеница, когда ее сеют. Это случилось с рассеянными апостолами после ареста Христа, но это происходит во все века … Работа дьявола заключается в том, чтобы рассеивать людей и вызывать вражду … Если они пройдут испытание, Петр и остальные найдут в себе силы вернуться на путь ученичества. Они уже осознают свою слабость, уже не так уверены в себе и научены горьким опытом предательства. Но благодаря этому они, после всех жизненных испытаний, после надежды на исправление, рассеяния и вражды всех нас с ними, мы все же можем вернуться на путь любви и стать его учениками.

