Общество
Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан: «Дух творит себе формы»
Нет. Количество людей, которым была предоставлена возможность участвовать в проекте, составляет. 3 (10301) 27 января 2017 г.


— Ваше превосходительство! Находясь на кафедре в Ржеве уже пять лет, можете ли вы сказать, что проблемы общества — это и ваши пастырские проблемы? Считаете ли Вы, что политические позиции епископов по различным актуальным вопросам должны быть четко выражены и способствовать изменениям к лучшему?


— Хотя Церковь никогда не отходит от политической или социальной ситуации, говоря о социальных вопросах, тем не менее, политическая позиция церковной иерархии всегда четко выражена. Политическая позиция означает, прежде всего, любовь к своей стране. Честность, творческая работа, способность посвятить себя служению — без разделения и без оговорок. Как воплощение Церкви, епископ должен задавать тон жизни общества в контексте христианского понимания мира. Формы духа! Это основная идея, которую Церковь стремится донести до сознания людей сегодня. Все начинается из глубины личности, и от внутреннего состояния каждого из нас зависит жизнь целого народа. — Владыка, в свое время Патриарх, характеризовал процесс создания новых епархий как инвестиции в территориальную инфраструктуру, которая будет составлять эти вновь созданные епархии. Способствовало ли создание Ржевской епархии развитию юго-запада Твери? Смогла ли Церковь стимулировать и инициировать этот процесс? — Прежде всего, Патриарх имел в виду инвестиции в духовную жизнь, долгосрочный процесс. Необходимость увеличения числа епархий в Русской Православной Церкви обсуждалась на поместных соборах в 1917-1918 годах, и сегодня мы видим, насколько это было правильно. Епископ должен видеть свою территорию и владеть ею. Но духовная сторона жизни не может быть изменена за пять лет. Это трудная, упорная, кропотливая работа, прежде всего работа самого человека. И невозможно создать людей. Вы можете повлиять на людей только своим личным примером и показать им истинное христианство. Сегодня мы находимся в начале этого процесса. С одной стороны, одни люди пытаются сделать церковь заложницей негативных процессов, происходящих в обществе, с другой стороны, другие пытаются найти в церкви ответы на все свои вопросы. Однако перед церковью не стоит такой задачи, как создание благоприятного инвестиционного климата, повышение рождаемости или прекращение оттока населения из региона. Церковь может способствовать укреплению самосознания и воспитанию духовно-нравственных элементов человеческой личности только в своей обычной сфере. Этика — это наш способ сделать это. Мы постепенно входим в государственную систему образования в сотрудничестве с местным образовательным сообществом. Это происходит потому, что Церковь может обеспечить иммунитет от зла от мусора, который изливался на людей во все века. Церковь может дать молодым людям нравственный компас. Сегодня мы видим острую необходимость в систематической работе как в школах, так и в детских садах, чтобы не потерять ранние этапы духовного становления личности. Важно научить их правильно расставлять приоритеты. В жизни есть главные вещи, но есть и второстепенные, ведь через 20 лет новое поколение покинет учебные заведения. — Является ли появление приходских структур в мегаполисах и сельской местности положительным фактором? Например, может ли духовно-просветительский центр в Ржеве стать оазисом духовной и интеллектуальной жизни, объединяющим вокруг себя силы творчества и сострадания? — На мой взгляд, да. В целом, это очень важно, когда центр административной власти перемещается на периферию. Это мобилизует и инициирует новые способы работы, внутреннюю духовную работу. Более того, государственные структуры начинают четко понимать важность участия церкви в общественной жизни. Не случайно Президент постоянно напоминает нам о необходимости вернуться к нашим национальным и религиозным корням.
Современный мир характеризуется конфликтами, связанными с насилием с использованием различных средств, начиная от идеологии и заканчивая взрывами. Мир следует старой либеральной модели поведения: выживание сильнейшего. Конфликт есть конфликт, и мы должны защищать свои интересы. Сила народа — в его единстве, а единство возникает только тогда, когда в обществе царит единодушие. «Единством и любовью спасаемся», — говорил в XIV веке преподобный Сергий Радонежский. Он был прав, как показывает последующая история России. — Когда отношения между государством и Церковью станут сложными, нас ждут трудные времена? — На самом деле, именно сама Церковь будет определять, какие времена нас ожидают. Церковь — это кормилица, которая вносит свой вклад в целостность и гармоничное развитие общества традиционным, историческим путем. Когда Церковь начинает слабеть, расстояние между государством и Церковью увеличивается. Однако сила Церкви заключается в силе духа, передаваемого людям, а поскольку жизнь в христианском обществе не может ограничиваться ценностями материального мира, потеря духа ведет к деградации. Если христианское государство является наиболее благоприятным решением многих серьезных проблем, стоящих сегодня перед Россией, мы должны изменить самовосприятие людей. Да, это трудный процесс, но только он приведет к настоящей жизни. -Владыка, мы иногда забываем, что председательствующий епископ — это прежде всего священник. В целом, мне очень интересно, как складываются отношения между епископом и народом. — Я могу спросить, как люди воспринимают меня, и провести своего рода социологический опрос. Когда вы теряете истинное духовное и мистическое понимание того, что Церковь — это Тело Христово, вы также теряете понимание того, кто такой епископ. Он понимается как чисто административная фигура, как лидер, наделенный властью в чисто светском смысле. Однако многие представители духовенства считали, что епископский сан — это не просто служба, а проявление образа Христа с самой человеческой жизнью. — Во Владыке, кафедральном городе, была открыта новая церковь, а в Звцовском приходе был построен великолепный храм. Однако некоторые граждане считают, что правильнее вкладывать деньги в социальный сектор, например, а не в церкви. Даже некоторые церковные деятели говорят о «ребрах и стволах» и призывают инвестировать в образование. В чем заключается пагубность этих заблуждений? — Дело в том, что оба варианта по-своему правильны. На мой взгляд, мы не должны быть озабочены восстановлением древних заброшенных церквей в негостеприимных районах. Охрана культурного наследия — это в первую очередь забота государства. Мы строим церкви там, где сегодня находится население, потому что церковь — это пастырское общество с народом. Церковная жизнь — это, прежде всего, приходская жизнь. Через храм люди приходят к Евхаристии — таинству единения с Христом. -Владыка, в жизни есть хорошие и плохие стороны. Мы не думаем об этом, но мы делаем выбор, что делать. Сегодня ребенку очень трудно различать эти вещи, потому что многие из современных родителей сами не были обучены в детстве. Когда Церковь входит в сектор образования, поддерживает ли она это? — Да, к сожалению, сегодня многие путают эти два понятия. Когда классик писал: «Что есть добро и что есть зло? Добро и зло — единственные базовые понятия, а термины «добро» и «зло» — это детские понятия. Научиться различать эти вещи действительно сложно для сегодняшнего поколения.

