Церемониал – это икона
16 июня, день Малого праздника Патриархов — Перенесение мощей святого царевича Димитрия. Димитрий из Углича, Москва — Евхаристический обряд святого царевича Димитрия возглавил митрополит Волоколамский Иларион.
16 июня, на малом торжестве по случаю перенесения мощей прославленного царевича Димитрия в Углич, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в Святой церкви Святого Царя. Мощи Димитрия были перенесены из Углича в Москву. Митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Димитрия. После Божественной литургии, отвечая на вопросы студентов и прихожан Агиос Димитриос, Его Высокопреосвященство Иларион объяснил, что торжественная архиепископская литургия отражает Божественную Тайну, образ предсуществования Бога, в котором участвуют ангелы, спящие люди и святые. Наше богослужение на земле отражает эту реальность, в которой мы участвуем.
Все готово к конференции Владыки Илариона. Архиепископ Иоанн Емельянов.
После третьего и шестого часов (исключая шестой час молитвы) духовенство и диаконы подходили ко входу в храм. Священник Роман Бацман стоит в центре с крестом на диске.
Ректор Москворецкой епархии архиепископ Николай Кречетов, настоятель церкви Св. Протоиерей Аркадий Шатов встретил митрополита Илариона на паперти храма. Перед тем как епископ прибыл на колокольню, его машина зазвонила, когда он подъехал.
‘Оно того стоит…’ и «Имя Господа восхваляется от восхода солнца». С песней «Благословенно имя Господне отныне и вовеки» (Псалом 112:3, 2). Новоприбывшего митрополита облачают при входе в церковь, священник вручает ему алтарный крест, и епископ кланяется перед тем, как духовенство, включая распорядителя, подходит к кресту. Наконец, священник получает крест на блюде и несет его к Святому Алтарю.
Иерарх читает вступительную молитву и прикасается к иконе Спасителя и Пресвятой Богородицы. Затем, надев клобук, он поворачивается к людям и благословляет их, стоящих перед ним с трех сторон. Хор трижды поет «Ton despotin, ke archierea imon, Kyrie filate» и «Is polla eti despota» (греч.
Вручение епископа происходит в центре церкви, на епископской кафедре. Старший распорядитель и диакон вызывают епископа с фимиамом и нараспев читают стихи о каждом виде одежды. Первосвященнику помогает иподиакон, который получает облачение из алтаря (во время патриаршей литургии облачение берется священником из царских врат). Хор поет слова одеяния «Да возрадуется душа твоя в Господе…». и поет слова одежд.
По окончании облачения епископ берет дикирий и трикирий (подсвечники с двумя и тремя свечами), а старший распорядитель возглашает: «Аминь! Аминь» (перефразируя Матфея 5.16), епископ благословляет духовенство и людей со всех сторон свечами. Зажженная свеча дикили символизирует свет Господа Иисуса Христа. Трикирий символизирует несотворенный свет Святой Троицы. Рукоположение людей второго и третьего дня повторяется в литургии. Освещение людей, означающее свет Христа и Святой Троицы, передает верующим особую благодать и свидетельствует о божественном свете, который принесен людям для просвещения, очищения и освящения.
По окончании облачения, обычно уже в начале литургии, епископ омывает руки.
Епископ не входит за Святой стол до малого входа. Во время чтения Антифона епископ стоит на специальной кафедре и читает молитву Антифона.
Краткая запись начинается с того, что первосвященник целует Евангелие.
Когда духовенство и хор по очереди поют «Поклонимся», епископ благословляет людей дикири в левой руке и трикири в правой. После малого входа епископ совершает освящение с дикирием в левой руке.
Страус с епископским посохом стоит у Святых ворот во время Божественной литургии, за исключением большого и малого входов и Евхаристии. Существует небольшая разница в служении, совершаемом суверенным духовенством и представительным епископом — Патриархом. Если службу проводит епископ, иподиакон с примицилием (толстой свечой) также стоит у Святых ворот. Поскольку Владыка Илароин был епископом, там стоял только иподиакон.
Там, где жил епископ, у его ног ставили орлов. Впервые они стали использоваться в Византии с XIII века и были своего рода почетным отличием императора от Константинопольского патриарха. Русский орел был одноглавым в отличие от двуглавого орла византийских епископов, поэтому русский орел был не имперской наградой, а независимым символом Церкви. Духовное значение образа города и парящего над ним орла свидетельствует прежде всего о высшем небесном происхождении и достоинстве епископского сана. Епископ, стоящий на орле, всегда кажется покоящимся как бы на его вершине. Орел — символ высшего ранга ангелов.

Когда Трисвятое пропето, епископ перекрещивает Евангелие с дикирием и благословляет народ, держа крест в левой руке, а дикирий в правой. Эти действия показывают, что единство Троицы было особенно явлено людям через явление Сына Божьего во плоти и крови, и что в конечном итоге все, что епископ делает в Церкви, совершается во имя Господа и по Его воле. После трехкратного прочтения Трисвятого епископ с крестом и распятием подходит к Солеа и произносит следующие стихи. ‘Правая рука, чтобы посадить его’. После этого трисагион поется еще три с половиной раза.
Омофор ставится перед Верховным распорядителем, который читает Евангелие.
Верховный распорядитель читает Евангелие с архиепископского аналоя. Над Евангелием иподиакон держит липидию. Первоначально липидии (греческие веера) использовались во время празднования таинства Евхаристии. Литургические указания в Деяниях апостолов гласят, что два диакона держат веревки из тонкой кожи, павлиньих перьев или тонкого льна по обе стороны от престола, чтобы мягко отгонять летающих насекомых. Уже со времен патриарха Софрония Иерусалимского (VII век) в церковном сознании появились образы херувимов и серафимов, которые незримо участвовали в таинствах Церкви. В итоге прорезь приобрела форму образа шестикрылого серафима в виде сияющего круга из золота, серебра и позолоченной меди. Епископ сидит у главного алтаря во время чтения Апостольского увещевания.
Поскольку епископ не участвует в процессии, перед торжественным входом проходит «вторая» епископская процессия.
Во время Великого входа воздух проносится перед Пресвятым Таинством (проносится во главе пресвитеров — если нет рукоположения пресвитеров, воздух кладется на плечо одного из диаконов). Митос, омофор, кадильницу, трикирий, дикирий и бахрому также несут перед даром. Если служит правящий архиерей, его сопровождают посох и багет. Епископ получает дары у царских ворот.
Во время песнопения «Я верю» над головой епископа проносится ветер. Это действие символизирует выдох Святого Духа.
Омофор, самый важный элемент облачения епископа, надевается только во время самых важных частей чтения прошения. Святые врата не закрываются, пока не прозвучит возглас «Причастие».
После причастия епископ благословляет народ следующими словами: «Боже мой, спаси народ Твой и благослови сокровища Твои…».
Протоиерей Аркадий Шатов отметил, что у митрополита Илариона много общего с храмом святого Василия Димитриевского. Деметрий. Семнадцать лет назад, когда он был священником, он впервые переступил порог церкви, чтобы преподавать в школе Братьев милосердия. Один из его прихожан переводил музыку Господа, а другой помог ему организовать шоу «Церковь и мир». Отец Аркадий сказал, что рад видеть Владыку и подарил ему Пантеон в канун Дня Ангелов. Митрополит Иларион ответил, что он тоже хотел бы преподнести отцу Аркадию в дар Богородицу, но решил подождать, пока его уединенный тоник будет завершен, чтобы сделать подходящую монастырскую надпись. Отец Аркадий остается пастором церкви и занимается делами Братства. Владыка Иларион надеялся, что его новая функция не станет непосильным бременем.
Различие было сделано у святого алтаря, где иерархи в плащах и шляпах пели «Ton despotin…». и выходят из церкви, напевая «Ton despotin…».
Высшее духовенство может также совершать литургию менее формально, следуя иерархическому порядку. Иногда я служу таким образом, — сказал владыка Иларион. Без ритуала в частной молитве происходят похожие вещи. Однако православное богослужение сохранило богатство литургической церемонии, которая очень велика и имеет очень глубокий смысл. Как образ, он отражает реальность нашего участия во время священных функций.
На самый актуальный вопрос студентов Школы сестер любви и новых прихожан «Может ли епископ совершить таинство брака?», митрополит Иларионас ответил «Да».
Ирина РЕДЬКО Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ
Мы просим вас поддержать наш сайт и подписаться на небольшие, но регулярные платежи. Милосердие.ru функционирует благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. Деньги нужны для оплаты проезда, съемок, зарплаты редакторов и журналистов, а также технической поддержки сайта.

