Цвета богослужебных облачений


Цвета литургических облачений православной церкви — это цвета одежды священника и пастора, а также цвета святого алтаря, жертвенника, завесы, аналоя, воротника, алтарных листьев и закладки. Святое Евангелие. Используемые цвета символизируют духовный смысл празднуемого события.
У некоторых православных прихожан существует традиция носить одежду соответствующих цветов (особенно женские платки) и покрывать красный угол дома шалью соответствующего цвета.
Содержание
Символика
Литургические книги не содержат объяснения символики используемых цветов, а в оригинальных жизнеописаниях святых только указано, какие цвета должны использоваться на облачениях определенных святых, но не объясняется, почему. Символизм цветов можно определить на основании Ветхого и Нового Заветов, комментариев Иоанна Дамаскина, трудов Ареопагита Псевдо-Дионисия и деяний Вселенских и провинциальных соборов.
Установленный канон цветов литургической одежды состоит из белого (символизирующего божественный бессмертный свет), семи основных цветов солнечного спектра (исполнение слов Иоанна Богослова), составляющих белый цвет — «сидящий на престоле был … . и радуга вокруг престола» (Откровение 4:3-4), а также черный цвет (цвет, символизирующий отсутствие света, небытие, смерть, траур или наоборот) и отрицание глобальной суеты).
Использование цветов
Цвет. | Группы праздников, событий и юбилеев. | Что он символизирует? | Примечания. |
---|---|---|---|
Золото (желтое) Все цвета. | Годовщина пророков, апостолов, святых, апостолов, других служителей Церкви, праведных царей и князей, суббота Лазаря (иногда подается в белом). | Цвета императора. | Золотые облачения используются на воскресных службах, а также в большинство дней в году, когда нет поминальной службы. |
Белый. | В праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения 1, Преображения и Вознесения, Субботы Лазаря (иногда служится в желтом цвете), нематериальных сил небесных и начала пасхальной службы. | Свет Божий. | Белые одеяния используются для таинств крещения, брака и отпевания, а также для одеяний новопосвященных. |
Синий. | Праздники Пресвятой Богородицы (Благовещение, Богоявление, Успение Живой Богини, Рождение Пресвятой Богородицы, Покров, Богоявление и юбилеи Пресвятой Богородицы). | Высшая чистота и невинность. | Плащ Метрополии — синий. Он может иметь оттенки вплоть до синего. |
Фиолетовый или темно-красный. | Праздник Распятия Животных Господних (праздник Креста во время Великого поста, праздник Взятия Креста в честь Распятия Животных, праздник Вознесения). | Крестные страдания. | Фиолетовый цвет используется для ряс епископов и архиепископов, полных облачений и шлемов епископов. |
Красный. | Пасха, праздник, годовщина мучеников. | Радость Воскресения на Пасху и цвет крови мучеников в День мучеников. | Пасхальные службы начинаются с белых поясов, символизирующих свет, просиявший из гроба после воскресения Иисуса Христа. |
Зеленый. | Праздник и память святых, подвижников и юродивых, Вход Господень в Иерусалим, праздник Святой Троицы. | Цвет яркой и вечной жизни. | Мантия патриарха имеет зеленый цвет. |
Темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный и черный. | Великий пост. | Цвета Великого поста и покаяния. | Черный цвет используется в основном по воскресеньям и праздникам во время Великого поста, допускаются золотые или цветные полосатые жилеты. |
Темно-красный, бордовый и фиолетовый. | Великие четверги. | Кровь Христа, которую он дал своим апостолам на Тайной вечере в четверг перед распятием. | Темно-красный цвет используется для того, чтобы Страстная неделя меньше походила на Пасху. |
Древняя православная церковь не использовала черные облачения для литургических служб, хотя священнослужители (особенно монахи) носили черное в качестве повседневной одежды. Согласно Уставу, во время Великого поста они носили «пурпурные халаты», то есть темно-красные халаты. Впервые в России духовенство в Санкт-Петербурге было официально обязано надеть черные халаты, если это возможно, на похороны Петра II в 1730 году. Таким образом, черные халаты стали частью похоронных и постных ритуалов. Однако традиционно белые одежды использовались на похоронах и погребении, символизируя белые одежды божественного света, приготовленные для праведников на небесах.
Оранжевый цвет часто используется в церковных облачениях, но не в каноне. Когда его оттенок близок к желтому (золото часто дает оранжевый оттенок), его признают и используют как желтый, но когда преобладает красный, его считают красным.
Следует подчеркнуть, что сочетание того или иного праздника с тем или иным цветом одежды, о котором говорилось выше, определяется в соответствии с обычаями Русской Православной Церкви. Обычаи других поместных церквей могут не совпадать с вышеперечисленными.
Во все субботы и воскресенья Великого поста используется только фиолетовый цвет.
В современных РПЦ принято отказываться от использования черного цвета и заменять его более темным фиолетовым, который традиционно использовался для субботних и воскресных служб в Великий пост.

