Цвет облачения на вербное воскресенье облачения священников

Больше, чем просто цвет

Дело не только в цвете.

Сок, несущий смерть: категорически нельзя пить даже домашний!
9 часов назад
Деньги польются рекой: трём знакам астрологи предсказывают финансовый успех этой осенью
9 часов назад

Все публикации автора.

Дата: 26.04.2022 Автор: архидиакон Дмитрий Половников

Что такое цвет? Вопрос кажется простым, но ответ не так прост. Цвет всегда присутствует в нашем окружении. Все предметы и явления всегда имеют тот или иной цвет. Мы учимся говорить на языке цветов в раннем детстве, еще до того, как научимся говорить на своем собственном языке, свято соблюдаем условности, связанные с цветами, и приветствуем естественные цветовые вариации, но редко задумываемся о том, что это такое. Бывает трудно сказать, является ли цвет формой явления или наложением другой формы, пустым сосудом или мерцающим внутри огнем. Каждый цвет имеет (в какой-то степени) название, форму языка, но цвета не существуют сами по себе, а всегда что-то означают и ассоциируются с определенными эмоциями, определенными предметами, определенными событиями (здесь у каждого свой субъективный выбор). Цветовые символы короче слов, но передают информацию в бездне, которая не всегда понятна воспринимающему ее человеку. И каждый цвет говорит об остатках долгой истории самоотношения.

Язык цветов начал зарождаться на заре христианства. Это было, когда римские солдаты одели Христа в пурпурные халаты, высмеяли царское достоинство и раздали одежду Спасителя по жребию. С тех пор королевская туника приобрела новое значение, красный цвет одежды стал символом мучеников, а их страсти уподобились страстям Христа. Первое упоминание о цвете халатов духовенства относится к III веку. Еще в IV веке Амвросий Миланский сообщал, что красный цвет отличает мучеников, а белый — девственниц. В литургическом сборнике под названием «Апостольское правило» конца IV века говорится о белом цвете одеяний епископа.

Белый — это цвет тайны и одновременно отсутствие цвета, что делает его одним из самых священных цветов в палитре человечества. У многих южных народов, от Средиземноморья до Индии, он стал символом траура. Однако изначально белый цвет был цветом чистоты, девственности и верхнего мира.

Система цветов, описанная псевдо-Дионисием Ареопагитом, один из самых известных «законов цвета», оправдывает красный цвет как искупительный цвет страданий и смерти Христа на кресте. Дионисий опирался на формальные портреты, но для него красный цвет был чем-то большим, чем кровь или просто смерть. Она указывает на суть ключевых событий священной истории и раскрывает их смысл.

Как Галкин развлекает олигархов: уберите детей от экранов
7 часов назад
Кем оказался Леонтьев! А мы любили его годами, не зная правды
6 часов назад

Вслед за красным синий приобрел новый статус, став своего рода знаком краха архаичной цветовой культуры. Исследователи истории цветовой символики сходятся во мнении, что древняя цветовая система была основана на сопоставлении трех основных цветов: красного, черного и белого. Они также используются в христианской традиции, и хотя они дают новое содержание, они не отменяют саму систему.

С появлением синего цвета все меняется. Напротив, его значение значительно возрастает. С древних времен этот цвет имел «священное» значение и, как считается, ассоциировался с цветом неба, или небесной тверди. В христианских образах всего мира голубой цвет стал символом Девы Марии. Однако это было сделано не без материальных причин. Синий пигмент для окрашивания тканей и синий лак для биографов святого стоили очень дорого. И только дорогие материалы достойны образа Девы Марии. Известный историк и исследователь средневековой культуры Умберто Эко пришел к выводу, что для Средневековья была характерна любовь к ярким местным цветам, которые сразу же распознавались как объект, на который стоит посмотреть. В отличие от архитектуры, которая воспринимается как целостная система, отношение к цвету остается довольно загадочным. Оно понимается как нечто, что существует, но не может быть понято.

На Западе функциональные цвета начали формировать целостную систему только в IX веке. Первый трактат, в котором подробно рассматриваются различные цветные одеяния, обычно связанные с праздниками церковного календаря, посвящен знаменитому таинству Святого стола папы Иннокентия III. Там красный цвет ассоциировался со Страстями и Днем мученика, белый — с великими праздниками, черный — с постными днями и похоронами, а пурпурный — с покаянием. Впоследствии эта система развивалась, но окончательно оформилась только в 20 веке. Более того, синий цвет был приписан к празднику Девы Марии только в латиноамериканских епархиях.

В православной традиции основные тенденции были схожи, хотя были и некоторые различия. Черный цвет, например, вошел в литургическое употребление гораздо позже, только в 18 веке, как часть Великого поста и похорон. Даже сегодня эта традиция не является повсеместной.

Зеленая дорожка была совсем другой. В католической церкви зеленый цвет изначально был установлен для обычных дней в году, но в русской православной традиции этот цвет ассоциируется с днем Святой Троицы и входом Господним в Иерусалим. Память святых. Зеленый цвет трактуется как цвет яркой и вечной жизни и является цветом плаща патриарха. Нельзя обойти вниманием и ботанические элементы входа Христа в Иерусалим, которые меняются в зависимости от климата — от ивы до пальмы.

Символизм цветов облачений особенно очевиден на службе в Страстную субботу, когда духовенство в присутствии верующих буквально переодевается из черных облачений в белые. Великий пост закончился, траур отложен, но триумфальное красное время воскресения Христа еще не наступило. Белые халаты символизируют чудесный свет, который воссиял из гроба Христа при его воскресении.

30 минут назад Шойгу сообщил горькую новость для всей России
7 часов назад
Что будет, если не забывать взять ложку чеснока с мёдом утром
9 часов назад

Читайте также