Великий пост — 2014
Великий пост — самый важный покаянный период в христианском календаре, призванный морально и духовно подготовить верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения. Этот период полон жизненных перемен, внутреннего сосредоточения, осознания своих грехов и призыва пробудиться к покаянию. Великий пост — это школа христианской жизни, где мы учимся тому, как изменить свою жизнь к лучшему с помощью таких средств, как пост, молитва, покаяние и добрые дела.

Согласно Толковому словарю Ожегова, пост — это «воздержание от употребления причастной трапезы или других ограничений, установленных Церковью, в течение определенного периода времени». Однако это определение не отражает сути поста, так как не объясняет главного, что скрывается за термином «другие ограничения». Кроме того, следует помнить, что Великий пост — это не время ограничений, а сезон особых дней. И очень важно не упустить эти возможности.
Великий пост — самый длинный из многодневных постных постов, особенно посвященных покаянию. Каждая неделя Великого поста уникальна, и постная литургия раскрывает перед нами историю православного аскетизма, отраженную в темах воскресных постных праздников. В этом заключается параллельное внеисторическое значение Великого поста.
Великий пост символизирует 40-дневный пост Спасителя в пустыне. Мы не сразу вступаем в царство Великого поста. Великому посту предшествует трехнедельная подготовительная неделя («седмица»), которая постепенно вводит христиан в строгий ритм литургической и повседневной жизни, кульминацией которой является Прощеный день Господень. Нельзя вступать в Великий пост с малейшим недовольством.
Православный Великий пост длится семь недель и состоит из двух неравных периодов. (1) «Святые сорок дней» посвящены 40 дням поста Иисуса Христа в пустыне перед его публичным служением (он заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой). (2) Страстная неделя (неделя Страстей Господних).
Все воскресенья (по-славянски «недели») подготовительного периода и самого Великого поста пронумерованы и имеют специальные названия, указывающие на темы литургической памяти.
Поскольку Великий пост начинается не в воскресенье (всегда в праздничный день), в трехнедельном подготовительном периоде есть четыре воскресенья.
Первая неделя Великого поста и Великая неделя имеют особое значение. Согласно церковным законам, в настоящее время существуют строжайшие диетические ограничения и обширные молитвенные правила.
Облачение священника также указывает на то, что это особое время церковного цикла.
В будние дни Великого поста священники служат в черных облачениях. По субботам и воскресеньям, в крещенский четверг и в годовщину 40 мучеников Себастии принято надевать пурпурные халаты.
В Патриаршую субботу, субботу Лазаря и Великую субботу надевают белые облачения. Они зеленые в Вербное воскресенье и синие в субботу Непорочного зачатия и субботу Благовещения.
Дважды в год, и дважды во время Великого поста, священник меняет облачение во время литургии. Впервые в Страстную субботу они меняют цвет с черного на белый в знак света, сияющего из гроба воскресшего Спасителя. Второй раз во время вечерней пасхальной службы — от белого к красному. Основные цвета Пасхи — красный и золотой.
Пост к истории.

Пост известен почти во всех древних религиях. Библия полна примеров поста. Моисей, жители Иависа, Иерусалима, Ниневии, пророк Ездра, царь Давид и ученики Христа. Примеры поста есть и в русской истории. Снижение веса с помощью поста обычно накладывалось в особо ответственные моменты жизни (перед сражениями, при наступлении голода и бедствий), когда помощь Бога была особенно важна.
Сам Господь Иисус Христос постился, когда начинал Свое публичное служение. (Матфей 4: 1-2). Однако, когда его учеников обвинили в том, что они не постятся, он ответил: «Я не пощусь, я пощусь» (Матфей 4: 1). Литургист М. Скабаланович считает, что эти слова легли в основу пасхального поста в память о смерти Христа. В первые три века сама Пасха ограничивалась постом. Ибо Христос, Пасха наша, заклан за нас» (I Кор. 5:7).
Постная трапеза
Изначально у христиан не было единого стандарта воздержания. Все постятся по-разному.
Согласно современным церковным правилам, рекомендуется воздерживаться от всех продуктов животного происхождения, даже вареная пища не разрешается по средам и пятницам, а растительное масло, согласно правилам, можно употреблять во время Великого поста только в субботу и воскресенье.
Первая неделя проходит в строгом посте, но в пятницу завершается евхаристический обряд освящения, и постящиеся получают утешение. В этот день отмечается память мученика Феодора Тирона, святого IV века, который помог христианам избежать насмешек, научив их питаться, не покупая зараженную пищу на рынке. В ночном видении он явился архиепископу Константинополя и рассказал ему, как приготовить колибо — вареную пшеницу, смешанную с медом. Следуя примеру константинопольских христиан, современная православная церковь готовит корибо, освящает его в конце Божественной литургии и раздает прихожанам. Так заканчиваются самые трудные первые дни Великого поста.
Важно помнить, что голодание не является лечебной диетой. Цель поста — научиться успокаивать и укрощать тело, сдерживать желания и обезоруживать страсти. Внешний пост не должен превышать меру, которую следует определить с помощью духовно опытного человека. Рекомендации по голоданию могут варьироваться в зависимости от возраста и физического состояния человека. Все указания относятся только к физически здоровым людям. Если человек болен или получил травму, инструкции следует выполнять с осторожностью.
С другой стороны, определение степени поста не является оправданием для того, чтобы не поститься. В любом случае, как только становится известно духовное содержание постных практик, возникает необходимость определить их духовное содержание.
Еще один вопрос, требующий разъяснения, — как знакомить детей с постом.
Покаяние.
Великий пост — это, прежде всего, период сурового покаяния. Великий пост — это период молитвы, способ удержаться от зла и погасить страсти. Он должен стать уроком самоконтроля, очищения и обновления. Это особый период духовной жизни, с наибольшей концентрацией на вечных ценностях для каждого человека. Великий пост дает нам возможность проверить себя поступками доброты и проанализировать состояние своей жизни и души.
Однако этот путь нелегок. У каждого свои грехи, свои способности, поэтому каждый строит себе лестницу духовного восхождения от простого к сложному и приобретает опыт преодоления греха с помощью средств. Именно это предлагает нам Церковь во время Великого поста. Овладев ими, мы сможем освободиться от недостатков, ходить в Царстве Божьем и подниматься по лестнице духовной жизни от силы в силу (Пс 83:8).

