Православные богослужения и традиции на Страстной и Светлой седьмицах в Сирии
Православный Патриархат Антиохии и всего Востока, как и все братские Православные Церкви, имеет литургическую формулу и некоторые общие практики, связанные с Пасхой, днем воскресения Христа из мертвых и его победы над смертью. После Великого поста цикл Страстной недели начинается в Лазареву субботу. Господь Иисус Христос входит в Иерусалим, чтобы воскресить из мертвых своего друга Лазаря, пролежавшего в гробу четыре дня, как было предсказано Его ученикам, и воскресить его на третий день после распятия. Антиохийская православная церковь приводит детей к молитвенному общению с Господом через чудесную литургию невыразимой красоты и атмосферу глубокой молитвы.


Накануне Страстного понедельника, вторника и среды Страстной недели в Антиохийской церкви совершается особое богослужение, известное как Служба жениха (hidmatu l-khatan), которая начинается в эти ночи. Хатан означает «жених» на сирийском (греческом) языке. Название «Служба жениха» взято из гимна «Се, жених грядет в полунощи». Это относится к евангельской притче о десяти девах. Одни готовы встретить жениха с горящими факелами, другие — нет. По этой причине они остаются вне брачного зала (Матф. 25:1-13). Библейские события и притчи, отмечаемые на Страстной неделе в Антиохийской церкви, раскрывают важные аспекты истории спасения. Церковь напоминает своим чадам о событиях, которые привели к Страстям Христа, и провозглашает Его несомненное пришествие. Ветхозаветные чтения на Страстной неделе — из Исхода и Иова. В книге «Исход» описывается исход евреев из Египта, являющийся моделью для перехода всего человечества из рабства смерти к вечной жизни через жертву и воскресение Самого Христа. Книга Иова иллюстрирует опыт преодоления смерти через настойчивость и полное доверие Богу. История Иова — это прообраз страданий и воскресения Христа, провозгласившего спасение всему миру.
Вечером в Страстную среду Антиохийская православная церковь совершает «Литургию святого масла» (соборование). Она включает в себя чтение семи Посланий, семи Евангелий и семи молитв на благословение елея. Литургию проводят семь священников, что отражает церковный собор Апостольской церкви.
В Страстной четверг Церковь приобщается к тайне Пасхи. В этот день вспоминаются три события: Тайная вечеря с Господом и Его учениками, омовение ног и предательство Иуды. Церемония омовения ног проходит в нескольких церквях Антиохии, где епископ омывает ноги 12 священникам во время чтения Евангелия. Эта церемония напоминает нам о любви Господа, которая является основой церковной жизни и упорядочивает все внутренние отношения.
В Страстную пятницу Церковь ведет верующих на Голгофу. День начинается с Евангельского последования Страстей, которое совершается вечером в четверг. Читаются все истории Страстей, содержащиеся в четырех Евангелиях (12 чтений), раскрывающие бесконечную любовь и спасительное провидение Господа. После пятого Евангелия читается: «Сегодня он висит на дереве». Верующие поклоняются Господу в благоговении перед Его великим и спонтанным смирением. Утром в Страстную пятницу совершается обряд Евхаристии. Литургия в этот день не проводится. Затем совершается вечерня, или «процессия мертвых», во время которой плащаницу (ткань с изображением умершего Христа) проносят в центр церкви для поклонения верующих. В литургии уже есть заверение, что смерть будет уничтожена, потому что «Иисус Жизнь», Который умер и был погребен, боялся ада. Вечером отмечается Великий субботний поздний вечер («погребение»). Там православные поют гимны, раскрывающие непостижимость смерти и погребения Христа, предвкушая Его воскресение и задаваясь вопросом, как жизнь будет помещена в гробницу. .


На следующий день (Великая суббота) совершается Евхаристический обряд. Песнопения Вечерней молитвы провозглашают начало победы Христа над адом и смертью и возвещают о наступлении Великого дня Пасхи. В этот день все взоры обращены к Гробу Господню в Иерусалиме в ожидании Благодатного огня, который несет Патриарх Иерусалимский. Благодатный огонь символизирует воскресение Христа из мертвых и победу света над тьмой. Его немедленно переправляют по воздуху через Иорданию в Сирию, где его с благоговением и трепетом принимают верующие церквей и монастырей Антиохии.
Вечером в Страстную субботу Сирийская православная церковь собирается в своих церквях, чтобы отпраздновать Пасху. Пасха начинается со службы «Хаджма». Хаджма» начинается с того, что священник и дьякон входят в церковь, двери запираются, а свет выключается. Два дьякона стоят за дверью и трижды скандируют «Христос Анести», что означает «Христос воскрес». Смотритель храма отвечает им изнутри словами «алифос анести», что означает «Воистину воскрес». Тогда управляющий кричит: «Возьми врата господина твоего, возьми врата вечной жизни», а аббат ничего не отвечает. Только в третий раз викарии кричат: «Поднимите врата господа вашего и идите к вратам вечной жизни». Тогда войдет Царь славы», и когда они восклицают, викарий спрашивает их: «Кто этот Царь? Слава?» Они отвечают: «Господь могуществен и силен. Господь могуществен в битве. Он — Царь славы», — отвечают они и стучат в дверь храма. Двери торжественно открываются, и храм освещается. После этого выражения воскресения священник и диакон трижды обходят церковь с крестом и свечами и поют пасхальные слова.
Пасхальный понедельник известен как «Баус-понедельник». Это означает, что весть о воскресении распространяется на все расы и языки. В этот день Патриарх Антиохийской Церкви всегда совершает торжественный евхаристический обряд в главном соборе Дамаска (Церковь Пресвятой Живой Богини, «Аль-Марьямия»). Епископы читают Евангелие Воскресения на всех языках мира. На церемонии присутствуют официальные представители сирийского правительства, объединяющие все разнообразное и многокультурное сирийское общество.
День Пасхи является сирийским праздником. В этот день семьи ходят друг к другу в гости на пасхальный обед. Во время Страстной недели православная церковь говорит друг другу: «Христос воскрес! — Он воскрес!» и приветствуют друг друга. Сирийские дома и общественные места преображаются благодаря ярким украшениям с пасхальными символами. Самые важные из них — крашеные яйца, скатерти и салфетки. В красках весны. Кроме того, принято играть в веселые игры, которых дети с нетерпением ждут в пасхальное утро. Например, игра «поиск сокровищ», где они прячут «сокровища» в яйцах, шоколаде, кроликах и отрывках из Библии о событии Воскресения.
В Сирии широко распространен обычай красить яйца на Пасху. В специализированных магазинах можно приобрести различные виды искусственных яиц и яиц ручной работы. Детям дарят шоколадные пасхальные яйца. В Сирии на Пасху всегда готовят мясо ягненка, символизирующее жертву Христа за человечество. Баранина — главное блюдо на православном семейном столе во время празднования Святой Пасхи.

