Что нельзя делать в храме в нечистоте
Могут ли женщины молиться в синагогах в любое время?


Евгений Левин.
В поколении наших бабушек многие религиозные женщины редко ходили в синагогу. В некоторых хасидских и восточных общинах женщины вообще не входили в молитвенные дома. Однако с тех пор ситуация радикально изменилась. Во-первых, использование техники и других технологических достижений позволило женщинам тратить гораздо меньше сил на домашние дела, включая подготовку к субботам и праздникам. И во-вторых, нет сомнений в том, что почти все религиозные женщины сегодня получают полноценное религиозное образование и все больше мотивированы на полноценное участие в жизни общины. Поэтому во многих общинах никого не удивляет, что женские секции переполнены не только в Йом Кипур, но и в обычный Шаббат.
Однако полноценное участие женщин в жизни общины проблематично. Согласно распространенному мнению, запрещено входить в синагогу во время менструации. Они должны оставаться дома по крайней мере одну или две субботы в месяц.
Насколько серьезен этот запрет и каково происхождение этого обычая?
Как нетрудно догадаться, такого запрета нет ни в Торе, ни в какой-либо другой книге Библии. Просто потому, что первая синагога появилась не ранее периода Второго Храма. Поэтому ни Моисей, ни какой-либо другой пророк не должен был устанавливать законы или правила о том, как люди не должны вести себя в этом месте.
В период Второго Храма, и особенно после его разрушения, синагога постепенно стала центром еврейской религиозной жизни. Евреи собирались в синагоге для обязательных молитв и чтения Торы, там читались проповеди и давались уроки Торы…
Многочисленные свидетельства показывают, что синагоги регулярно посещали как женщины, так и мужчины. Одни приходили послушать знаменитые проповеди, другие — на молитву (Вагира Рабба 9, Вавилонский Талмуд, Сота 22а). Согласно Мишне, от женщин даже требовали читать Тору, что, по мнению мудрецов, позорило бы общину (Мегила 4:6). (Ему пришлось прочитать его самому).
Согласно Торе, менструальная кровь является одним из источников ритуальной нечистоты. Талмудические мудрецы очень серьезно относились к закону о чистом и нечистом. Многие из них были халимами. Это означает, что они соблюдали ритуальную чистоту даже в повседневной жизни (Аллах требует соблюдения этих правил только в храме). Тем не менее, во всей талмудической литературе нет ни одного намека на то, что женщинам нельзя входить в синагогу во время менструации.
Такова была позиция вавилонского гаона и принцип средневековой сефардской еврейской арахии. Например, Раббам прямо разрешает всем лицам, находящимся в состоянии ритуальной нечистоты, включая менструирующих женщин, прикасаться к свиткам Торы и даже читать их. Впоследствии Шулхан Арух согласился с этим мнением (Мишне Тора, Законы свитка Торы, 10:8, Йоре Деа, 282:9).
Однако в Германии и на севере Франции ситуация была иной. Не позднее XII века (а возможно, и раньше) сложилось мнение, что женщины не должны входить в синагоги во время менструации. Ряд выдающихся раввинов поддерживали эту точку зрения: рабби Элиэзер Рокеах из Вормса (А-Рокеах, 1165-1238), рабби Элиэзер бен Йоэль Халеви (Равия, 1140-1225), рабби Ицхак бен Моше из Вены (или Заруа, 1180-… 1250) и другие.
Логика введения такой строгости вполне очевидна. Талмуд называет синагогу «малым святым местом» (Вавилонский Талмуд, Мегилла, 29а), то есть маленькой копией Иерусалимского храма, в который нельзя входить в состоянии ритуальной нечистоты. Поэтому логично, что конкретные запреты, которые относились к Храму, позже были распространены и на синагогу.
Однако евреи-сефарды также читают Мегилу. Почему этот запрет возник именно в ашкеназской общине? Исследователи Диана Вила и Моника Зискинд-Голдберг утверждают, что это связано с тем, что община сефарди в целом следовала вавилонской традиции, в то время как немецкие и итальянские евреи находились под сильным влиянием палестинской традиции. Однако в Палестине в шестом и седьмом веках существовали общины, которые запрещали ритуальную нечистоту более строго, чем предписывали арахиты. В этих кругах запрет на вход в синагогу распространялся не только на менструирующих женщин, но и на мужчин, на которых случайно попала слюна нечистой женщины.


Это предположение кажется вполне обоснованным, поскольку труды некоторых ашкеназских раввинов ясно показывают, что они знали о наследии этих палестинских общин. Однако возможно и другое объяснение. В средневековой Европе христианским женщинам также не разрешалось входить в церкви для принятия причастия 1. С другой стороны, евреи никогда не были отделены от своих соседей непреодолимыми барьерами. Поэтому мы не можем исключить возможность того, что запрет в отношении конкретно евреев возник под влиянием нееврейского окружения.
Во многих ашкеназских общинах женщинам не только не разрешалось входить в синагоги во время менструации, но даже не разрешалось прикасаться к Священному Писанию. О том, что к этому запрету относились серьезно, свидетельствует следующий случай: будучи нечистой, жена рабби Шпеера Иегуда-Хашида случайно дотронулась до шкафа, в котором хранились писания ее мужа. Узнав об этом, рабби Иегуда покинул родной город и переехал в Регенсбург, оставив всю свою библиотеку очень редких и дорогих книг в старом доме (Шут Мааршал, 29).
Большинство русскоязычных евреев являются потомками евреев-ашкенази из Центральной и Восточной Европы. Как известно, араха поощряет соблюдение обычаев предков. Таким образом, на первый взгляд, российские евреи сегодня должны вести себя так, как вели себя их высокопоставленные бабушки в Германии, Австрии и Польше. Другими словами, они должны избегать посещения синагоги во время менструации. Однако не спешите с выводами.
Прежде всего, не стоит утверждать, что все ашкеназские раввины были единодушны в утверждении, что во время менструации запрещено входить в синагогу. Среди тех, кто возражал, был рабби Шломо бен Ицхак (Раши), величайший критик и арахист средневековой Европы. Он знал, что некоторые женщины не заходят в синагоги во время менструации, и считал, что они должны вести себя по отношению к «меньшим святыням» так же, как и по отношению к Иерусалимскому храму. Однако Раши считает, что в данном случае эта аналогия неуместна. Поэтому он считал, что женщины могут входить в синагогу независимо от их физического состояния (Махзор Витри, 60б).
Во-вторых, даже в тех общинах, где эта практика прочно укоренилась, раввины считали, что в некоторых случаях ее можно и даже нужно игнорировать. Например, известный австрийский раввин Исраэль Иссерлин (1380-1460) разрешил всем женщинам молиться в синагогах в День благоговения, независимо от их физического состояния. По его мнению, невозможность быть с общиной в это время была бы большим ударом для женщин (Трумат а-дешен, 132).
Мнение рабби Иссерлина повторил 100 лет спустя рабби Моше Иссерлес (Рама), живший в Кракове. По его словам, даже в тех общинах, где этот запрет соблюдался очень строго, в дни благоговения всем женщинам разрешалось входить в синагогу, не проверяя, присутствуют ли там менструирующие женщины.
В-третьих, не все ашкеназские женщины соблюдали запрет на день отлучения. Например, рабби Яков Иегуда Ланда, живший в Германии и Италии XV века, пишет, что в его общине женщины всегда молились в синагоге. По его словам, единственное ограничение, которое они соблюдали во время своего периода, заключалось в том, чтобы не видеть, как кто-то читает Тору.
Наконец, даже когда запрет получил широкое распространение, некоторые ведущие арахисты не ожидали его. Среди них был рабби Элиягу из Бирны (А-Грах), величайший талмудист XVIII века. По его мнению, женщинам разрешалось молиться в синагогах даже непосредственно в дни менструации.
Поэтому в данном случае не может быть и речи о единстве ашкеназской традиции. Вместо этого мы сталкиваемся с самыми разными мнениями — от абсолютного запрета до абсолютного разрешения.
Как же должна вести себя современная ашкеназская женщина? Конечно, самый простой (и, возможно, самый правильный) ответ в этом случае — спросить у своего раввина. Однако, поскольку это не всегда возможно, тем более, что не все евреи сегодня имеют своего раввина, будут сделаны некоторые общие замечания.
Во-первых, следует помнить, что это очень личное и интимное дело. Поэтому, когда женщина принимает то или иное решение, она должна руководствоваться, прежде всего, своими личными чувствами. Если он считает, что ему нельзя находиться в синагоге в состоянии ритуальной нечистоты, он, конечно, вправе следовать решению средневековых пиетистов относительно запрета. Таким образом, он может руководствоваться решением бывшего главного раввина Израиля Овадьи Йосефа. Он разрешил женщинам с Востока «поселиться», но их матери и бабушки не соблюдали этот запрет и находились в синагоге в любое время (Ихаве Даат, 3:8).
Однако если женщина считает, что ее физическое состояние не так важно, как молитвы в синагоге, она может следовать разрешающему мнению гаона Раши и Вильно. Особенно вероятно, что так было принято у благочестивых и добродетельных предков.

