Как правильно и как неправильно молиться: 12 правил от протоиерея Павла Великанова
Долгое время на сайте журнала «Томас» был постоянный раздел под названием «Вопросы священникам». Каждый читатель мог задать вопрос и получить личный ответ от священника. Однако на некоторые вопросы невозможно ответить в одном письме, и они требуют тщательного обсуждения. Некоторое время назад мы получили интересный вопрос: «Как отличить ложные молитвы от истинных?». Мы получили интересный вопрос: «Как отличить ложные молитвы от истинных?». Протоиерей Павел Великанов отвечает на вопрос читателя.

1. У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник
Большинство молитвенников содержат молитвы, написанные святыми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на нужный тон общения с Господом Богом и святыми. Часто люди ищут «простые» и «доступные» молитвы, которые, как они надеются, решат их личные проблемы.
В ответ на такие требования было написано множество молитв, направленных на удовлетворение практических потребностей, таких как рождение детей, вступление в брак или успех на работе. Совсем не очевидно, что авторы этих молитв — святые и духовно опытные люди. Почти все «испытанные на собственном опыте» молитвы не имеют автора. И все больше в наши дни появляется «анонимных» молитв, написанных кем-то неизвестного происхождения, часто с серьезными доктринальными ошибками и ошибочными моральными и духовными принципами.
Книги, содержащие молитвы, «рекомендованы к изданию Редакционным советом Русской Православной Церкви». Эта печать гарантирует, что содержание молитв соответствует традициям духовной жизни Православной Церкви». Вы также можете найти книги, помеченные Разрешение на публикацию дано редакцией Русской Православной Церкви. Это название означает, что книга не содержит ничего, что нарушает внутренний мир человека или противоречит христианской вере, но в ней могут содержаться молитвы, не признанные общепринятой церковью.
Молитвы, найденные в интернете, следует сверять с печатной версией с такими названиями. Существует множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.
2. Не стоит увлекаться поиском новых молитв
Важно помнить, что самой важной и необходимой христианской молитвой является Евхаристическая молитва (т.е. центральная и самая важная часть литургии, в которой совершается таинство Евхаристии). Это не просьба к Богу за себя или своих близких. Речь идет об участии в установлении Божьего Царства здесь и сейчас, когда мы совершаем литургию, принимаем причастие, берем Божий огонь внутри себя и позволяем ему двигаться в окружающий нас мир. Люди, которые любят и понимают служение, не ищут и не изобретают новые молитвы для удовлетворения конкретных просьб. Это потому, что все, что можно попросить у Бога, и даже больше, можно найти в нашем богослужении.
3. Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма
Общая молитва вне церкви, так называемая молитва согласия, возможна и желательна в двух случаях: во-первых, когда это «малая община», семейная молитва; во-вторых, когда по каким-то причинам это невозможно. Молитва в церкви (например, болезнь, дальняя дорога). Если люди согласны встречаться в чьей-то квартире или молиться в одно и то же время без благословения священника, без серьезной причины, вы можете спросить
Важно понимать: в буквальном смысле, когда мы приходим в храм на литургию, мы молимся по завету. Мы собираемся «в Церкви» (1 Коринфянам 11:18) и становимся евхаристической общиной через общую молитву и участие в литургии. Следует помнить, что помимо основных литургических молитв существуют молитвы без критики, панихиды и другие службы, которые нельзя игнорировать.
4. Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм
По своей природе молитва должна приближать людей к Богу. Что это значит: Бог свят. Поэтому приблизиться к Богу — значит приблизиться к святости. Плодом истинной и правильной молитвы является появление двух вещей. Первое — это желание следовать за Богом, т.е. послушание. Второе — это смирение. Это означает понимание нашей беспомощности в деле спасения и сильную нужду в Божьей помощи во всех остальных вопросах. Смирение — это не значит высмеивать себя или получать удовольствие от постоянного чувства вины за все. Это ожидание от себя Бога, что Он придет и отдаст вас в Его руки, чтобы Он распорядился вашей жизнью по своему усмотрению.
Если в результате молитвы вы становитесь самовлюбленным и эгоистичным и не разрушаете кокон самодостаточности внутри себя, то это неправильная и ложная молитва.
5. В молитве не может быть самовозбуждения
Если во время молитвы мы впадаем в состояние чрезмерной эмоциональности, слез, нежности и «духовности», то, скорее всего, мы находимся на прямом пути к тому, что православные называют «влечением» — состоянию духовного «короткого замыкания» в себе, самообмана. В таких ситуациях молитва доставляет нам такое удовольствие, что может показаться, что мы уже духовно исцелились и приблизились к святости. Дьявол часто вводит людей в такие извращения, лишая их спасительного плода правильной молитвы. Конечно, существуют особые благородные состояния молитвы, когда Божественная Милость касается человеческого сердца, но эти состояния нельзя «предсказать» и их нельзя достичь искусственным самостимулированием.

6. Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза
Нет необходимости объяснять, что недопустимо «танцевать на бубне» во время чтения молитвы. Важнее сказать, что не следует предаваться механическому, непрерывному и бессмысленному повторению молитв без понимания их содержания, без чувства раскаяния, такому как воспевание мантр или заклинаний — достигая состояния экстаза, состояния изменения, осознания.
7. Молиться лучше перед святыми иконами
Возможно, не все это знают, но в православной духовной традиции не принято молиться с закрытыми глазами, если нет особой необходимости. Разум не может выдержать невоображаемое сердце. Когда мы ничего не видим, наш разум начинает создавать различные образы и восприятия. В некоторых случаях это может быть очень приятно, но когда мы молимся таким образом, мы можем легко увлечься, и наши молитвы переносятся в царство мечты, в царство фантазии. Вот почему у нас есть священный образ, на который мы направляем свои мысли.
8. У молитвы должен быть адресат
Господь Бог Святой Троицы, Матерь Пресвятого Бога, святые и небесные силы, не являющиеся сущностями, в некотором смысле могут быть такими «получателями». Никакие другие «адресаты» не допускаются в христианской молитве. Например, мы молимся не мертвым, а Господу Богу об их упокоении. Мы не можем апеллировать к «Матери мокрой земле», голубому небу, зеленой траве, огню и всему тому, что встречается в языческих ритуалах. Если вы читаете молитву с членами Церкви, людьми, которые кажутся православными, и встречаете нечто подобное, вам нужно остановиться и указать на неприемлемость этого. Такие «молитвы» не имеют ничего общего с христианством.
9. Молитва не может ставить условий Богу
Молитва — это возможность вербального общения с Богом, которой обладают только люди.
Да, все творения восхваляют Творца, но только людям дана единственная возможность обратиться к Богу с разумной речью.
Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если человек ставит Господу Богу условия в молитве, это становится больше языческой магией, чем христианским страхом и уважением.
10. В молитве не может быть радости за чужие беды
В молитве есть три основные интонации. Это благодарение, хвала, прошение и покаяние. Все, что больше этого, все, что происходит от страсти, гнева или обиды, абсолютно неприемлемо в христианской молитве. Например, жажда мести, проклятия или просьбы к Богу наказать человека, хвастовство, ошибочная благодарность Богу за то, что Он послал человеку то или иное несчастье, и другие подобные вещи недопустимы.
11. Молитва не должна быть формальной
Недопустимо произносить Святое Слово каким-либо образом только для того, чтобы поставить галочку в графе «я упомянул». Если у вас нет настроения молиться, если у вас нет времени, сил или возможности — в таких случаях лучше не читать все Правило. Лучше сделать так. Однако мы хотели бы отметить, что сокращение молитвы не должно быть правилом.
Святой Отец сказал, что Бог не услышит молитву, которую не услышим мы сами.
Понятно, что Бог знает все наши просьбы еще до того, как мы начинаем молиться, но если мы непроизвольно и равнодушно читаем молитвы только для того, чтобы выполнить ритуал или формальность, то, конечно, ценность наших слов близка к нулю.
12. Молитва не может быть бессмысленной
Прежде чем обратиться к Богу или святым, мы должны хотя бы немного подготовиться и подумать, к кому мы направляем свои просьбы и какова их природа. Часто люди, имеющие многолетний опыт работы в Церкви, настолько привыкают к молитве, что автоматически начинают ее произносить. Повторение слов, смысл которых совершенно не ясен или которые «вымыты» привычкой, не делает молитву сильнее. Молитва — это не магическое заклинание, обладающее особой силой само по себе. Она не может быть без смысла и без мысли. Апостол Павел говорит: «Молитва есть слово Божие, а не слово плоти». Мы должны стараться быть внимательными к словам наших молитв.

