Можно ли женщинам причащаться и ходить в церковь во время месячных?


Можно ли женщинам находиться в церкви во время менструации?
Разрешено ли женщинам ходить в церковь для причастия в знаменательные дни?
Ольга Федорова.
Протоиерей Игорь Рябко отвечает на следующий вопрос.
— Священникам часто задают вопрос: «Допустимо ли женщинам ходить в церковь для причастия в знаменательные дни? Да и сама формулировка вопроса некорректна. Женщинам не разрешается причащаться в храме во время менструации, но им разрешается входить в храм и посещать службы.
Но давайте на мгновение заглянем в историю, чтобы прояснить, почему так происходит.
Указания на то, что является и не является «чистым», содержатся в Ветхом Завете. Внимательный взгляд на все нечистоты в человеческих ритуалах показывает, что они так или иначе связаны с гигиеническими нормами. Нечистоты — это трупы, различные выделения и некоторые болезни.
В Новом Завете Сам Бог, ставший человеком, говорит, что место, куда приходит «нечистота», находится гораздо выше пояса. Разум, испорченный нашим грехом, производит эту нечистоту, которая оскверняет человека. И все, что связано с нашей физиологией, не должно быть нечистым. Спаситель не только говорит об этом на словах, но и показывает это на деле, нарушая многие «табу», которые иудеи считали священными.
Он прикасается к мертвым (исцеляет сына вдовы из Наина), позволяет кровоточащей женщине прикоснуться к Нему, и, несмотря на то, что она формально нарушила закон, чисто по-человечески прикоснувшись к Нему, Иисус говорит ей: «Упокойся, дочь моя».
Апостол Павел дал много объяснений тому, что является «чистым», а что нет. Но нет ни слова о так называемой «женской нечистоте». Мы точно знаем, что христиане имели общение в поклонении каждый первый день недели, и не знаем ни одной исторической записи о времени, когда женщинам было запрещено делать это во время менструации. Если бы такое правило существовало в то время, оно было бы упомянуто церковными писателями.
Однако с течением времени упоминания о периоде важных женщин все же появляются, но не ранее середины III века.


Святой Климент Римский в своей книге «Апостольское правило» строго написал на эту тему. Очищение природы не является мерзостью перед Богом, Который все приготовил в мудрости.
Уже в шестом веке святой Григорий Двоеслов писал архиепископу Августину: «Очищение природы не есть мерзость перед Богом, Который все приготовил в премудрости.
Он также написал, что Это мнение распространено на Западе, где вопрос о днях причастия женщин ни разу не стоял на повестке дня.
На Востоке же возобладало следующее мнение: по причинам благоговения и трепета перед Богом в присутствии Великой Тайны, женщины должны воздерживаться от причастия в эти дни. Об этом писал святой Дионисий Александрийский и другие отцы церкви. Однако следует сказать, что не все были с ними согласны. Например, святой Афанасий Александрийский рассуждает на эту тему следующим образом Слюна из ноздрей и рта? Мы оскверняемся только тогда, когда совершаем грехи любого рода и испускаем наихудшее зловоние.
Однако тридцать лет спустя святой Тимофей Александрийский, преемник Афанасия, по-другому высказался по тому же вопросу. На вопрос о том, можно ли давать крещение и причастие женщине, имеющей «обычного супруга», он ответил, что это должно быть отложено до ее очищения.
Как видите, на кону стоит только один вопрос. Что касается всего остального — хождения в храм, возложения рук на святые предметы, целования Евангелия — то здесь нет никаких сомнений. Конечно, можете.
Полемика по этому вопросу обобщена в статье сербского патриарха Папы Павла.
Патриарший Папа пишет Храм, очищенный в результате случайного кровотечения … Я не сомневаюсь, что в период очищения, при соблюдении необходимых мер предосторожности и гигиены, женщины должны приходить в церковь, целовать образа и принимать антидоты и святую воду. Он не мог причащаться или креститься, если он не был крещен в его состоянии, но он мог причащаться и креститься, если он был смертельно болен.
На первый взгляд, вывод о том, что «нельзя причащаться в этом состоянии», противоречит всему предыдущему тексту — «эта нечистота только физическая, телесная» — но, с другой стороны, можно сделать вывод, почему нельзя. Этому есть одна причина — благоговение перед тайной.
Поэтому мы советуем женщинам продолжать прислушиваться к законному мнению всех сотрудников церкви и делать правильные выводы. Менструация — это не «нечистота», с которой нужно бороться. Бойтесь нечистоты, которая действительно отделяет нас от Бога — нечистоты наших падших душ.

