Только свечку поставить?


Пожалуй, ни один другой церковный предмет не порождает столько суеверий и непонимания, как церковная свеча. Равномерно ли они горят, «плачут» или трескаются, любители приметы «решают» свою судьбу, что приводит к разочарованиям и необоснованному оптимизму.
Но всегда ли прихожанин может ответить на вопросы о свечах от приглашенных в храм? Почему, например, у святого алтаря ставят свечи? Нужно ли вынимать свечу из соморы и зажигать ее позже, когда человек болен? Об этом и многом другом мы беседуем с преподобным Александром Степовиком, клириком Свято-Троицкого собора Саратова.
— Правда ли, что первоначально свечи использовались в христианских церквях просто для освещения пространства перед изображением? Другими словами, были ли их значения практичными?
— Нет, свечи использовались в храмах с ветхозаветных времен, и их значение с самого начала было символическим. При освящении свечей в Требнике упоминается, что Сам Господь повелел пророку Моисею поставить светильник на жертвенник, и что свечи использовались в соответствии с этим повелением для прославления Господа за Его величие.
Православные христиане должны понимать, зачем ставятся свечи. Святой Иоанн Клостанисский написал в своем дневнике, что он советовал всем священникам зажигать свечи перед Евхаристическим обрядом. Он сказал: вы поймете, что даже молитва течет по-разному. Мы приносим жертвы, но эти жертвы связаны с нашими молитвами.
Другое дело, что понимание всего этого ни в коем случае не должно приводить человека к колдовству. И, конечно, не стоит забывать, что в псевдорелигиозных ритуалах, используемых для прикрытия оккультной деятельности, свечи часто используются для создания так называемых религиозных экранов. Например, если кто-то советует «лечить» заклинанием и в то же время ставит свечу «пациенту» в храме, он такой же маг, как и все остальные.
— Так что если кто-то приходит в храм и говорит: «Ты должен поставить свечу», и он покупает свечу в магазине, ставит ее в подсвечник и уходит, совершил ли он что-то иррациональное?
-Я не столь однозначен. В молитвенном труде все зависит от усердия и искренности человека. И когда он гасил свечу, он мог на мгновение обратиться к Богу — и Бог услышал его. Как правило, даже абсолютно свободные люди не приходят в храм с абсолютно холодным сердцем, и я верю, что беседы со святыми и с Господом Богом происходят.
-Кстати, не кажется ли вам, что за последние 15 лет количество «прихожан» в Церкви резко сократилось? По крайней мере, не настолько, чтобы бродить между рядами молящихся людей со свечами у ног…
— Да, в целом, все большая часть прихожан приходит в приход в течение длительного времени. Церковная жизнь изменилась по сравнению с 1990-ми и 2000-ми годами. Теперь желающие креститься посещают вводные лекции, а прихожане имеют больше возможностей для общения со священниками. И все это не только для того, чтобы ходить в церковь, но и для того, чтобы жить как христианин. И это приносит свои плоды.
— Давайте поговорим о традициях и суевериях, которые до сих пор сохранились. Например, существует понятие свечи Страстной недели. В Страстной четверг многие приносят в дом зажженные свечи и зажигают от них лампады. Это суеверие или традиция?
— Традиция. Оно не зафиксировано ни в одной достоверной литературе, но передавалось из поколения в поколение и сохранилось во многих верующих семьях, включая семьи священнослужителей. Я не считаю, что это противоречит ортодоксальной доктрине. Опять же, в Требнике, при освящении свечей, свечи относили в дом, где их зажигали, и Господь освящал этот дом, говорил он.
-Придется ли им выйти из храма из-за огня?
— Я не вижу никакой проблемы в том, чтобы задуть свечи и снова зажечь их в доме. Опять же, это просто традиция. Я видел волнение, когда в наших церквях зажигается священный огонь. Многие верят, что нужно не только взять его домой, но и зажечь свечу, которая будет гореть непрерывно до следующей раздачи Благодатного огня. На мой взгляд, весьма спорно, что свечи в квартирах не тушат. Во время молитвы необходимы как свечи, так и лампы. Это потому, что они объединяют нас и показывают нам образ этой молитвы. Почему лампа горит, когда никого нет дома? Это еще одна идея о том, что нечто внешнее может устроить наше спасение за нас.


Носить по дому четверговые свечи или свечи святого огня — еще одно суеверие. Именно этим занимаются оккультисты — «сжиганием негативной энергии». Верующие люди могут делать это бессознательно, без нечистых помыслов, но в целом этого делать не следует.
— Также часто после сомбола люди забирают свечи домой. Они говорят, что должны использовать их для молитвы впоследствии, когда заболеют …
— Нет никакой разницы, зажжена ли эта свеча или любая другая. В свечах, зажженных во время соборования, нет «исцеляющей благодати». И такие свечи нельзя оставлять дома — ни с Соболя, ни с паломничества.
Здесь стоит упомянуть, что существует почтенная традиция оберегать свечи от свадеб и монастырской жатвы. Это не потому, что свечи «мощные», а потому, что они напоминают нам о великих моментах жизни.
… люди иногда просят «свечи для экзорцизма» в церковных лавках. Что это такое; это церковный миф?
-Нет, это не миф. В Требнике есть молитва на освящение свечей в день презентации . Но эти свечи точно такие же, как и все остальные. Была как раз такая церемония в честь того, что свет учения Христа просветил народы. Я знаю, что в советское время, когда церковные свечи было трудно достать, верующие в деревнях делали свои собственные и приносили их раз в год для благословения в день очищения Господня. Сегодня этот ритуал встречается редко, свечи освящаются по мере необходимости, а поиском очистительных свечей в храмах занимаются в основном те, кто интересуется эзотерикой.
— Можно ли передать свечу во время службы, чтобы другие могли поставить ее за вас?
— Да, но в чем проблема? Единственное, что не следует делать во время чтения Послания и Евангелия, во время Херувимской песни канона, во время шестого псалма, т.е. в такие моменты литургии. Сила тех, кто молится. И конечно, если кто-то зажигает нашу свечу, неправильно думать, что эта жертва была «передана» ему. Другая сторона не может ничего «украсть» у нас в нашей духовной жизни.
…что-то вроде свечи на буддийском алтаре. Есть ли соответствующие традиции, и когда они предлагаются?
— Свеча на Святом Алтаре является формой материального пожертвования Церкви и ставится, когда у кого-то есть желание и возможность помочь Церкви. Свечи также необходимы на Святом Алтаре. Священники стоят на люстре, в определенные моменты литургии с ними выходят священнослужители, а на Святом алтаре горят свечи. Следовательно, эти свечи либо приобретаются церковью, либо жертвуются прихожанами.
— Многие люди считают, что правильно ставить большие свечи, когда есть большая потребность или проблема, или когда они раскаиваются в серьезном грехе. Затем, когда все хорошо, они помещают множество мелких в различные подсвечники. Это суеверие?
— Это суеверие. Если человек просит святого поставить большую свечу, пусть он ее поставит. Но сравнивать размер свечи с размером наших страданий и грехов, конечно, абсурдно. Жертвование Богу в виде свечи совершается в соответствии с нашими материальными возможностями. Мы не должны усложнять ситуацию. Ведь если у кого-то нет денег, чтобы купить свечу, и он не может положить что-то в чашу для приношений, он не ходит в храм. Я много раз слышала это от бабушек. Более того, каждый человек, молящийся на литургии, уже приносит что-то в храм — он приносит в храм свои молитвы.
— Исходя из вашего пасторского опыта, какой из предрассудков, связанных со свечами, вы считаете самым нелепым и самым пугающим?
-Я думаю, что это сжигание свечей за упокой жизни. Вы не можете причинить вред человеку таким образом, но когда вы зажигаете свечу, ваша душа сильно повреждается от вашего собственного гнева. И если человек, поминаемый именем умершего, думает, что Бог забрал бы его жизнь, он вредит себе неверием в Бога и тем, что воспринимает Бога как механизм, а не как личность. В целом, уязвимость человека перед такими ритуалами зависит от того, насколько он верит в силу этих ритуалов над силой Бога.
Однако иногда случается, что это не желание причинить вред другому человеку, а просто человек не знал, что подсвечник предназначен для похорон. Потом он узнает об этом и впадает в панику, страх. Примером такого случая может служить история, найденная в книге преподобного Паисия Святогорца. Монах сказал, что этот человек находился в концентрационном лагере во время Второй мировой войны. Его родственники думали, что он умер. Они были верующими, поэтому постоянно молились о его упокоении и находились в храме всякий раз, когда был особый день поминовения усопшего. Потом он пошел домой и позже рассказал им, что во время его тяжелой жизни в концлагере бывали моменты, когда с ним случалось что-то хорошее — когда режим немного смягчался, или когда ему давали дополнительные порции еды — и почему-то это случилось именно в тот день, когда в церкви проходила заупокойная служба. Тогда его родственники заплакали, потому что стало ясно, что Господь ответил на их молитвы таким образом. Поэтому каждый, кто неправильно вспомнил кого-то, может сказать, что Бог — это все живое, и главное — это наша любовь и любовь Бога.

